понедельник, 1 декабря 2014 г.

Приход Машиаха на осле

Машиах на осле.
Художник Эльханан бен Авраам

В главе "Ваишлах" говорится как Яков посылает послов встретить Эйсава и передать ему следующие слова "У Лавана проживал я…". Объясняет Раши что слово "Проживал" в гематрии (числовое значение букв) составляет 613, этим самым говоря, что он соблюдал все заповеди.

Зачем Якову сообщать Эйсаву что он соблюдал всю Тору? На это говориться в продолжении стиха "И были у меня осел, стада и т.д.". Сказано в мидраше: "осел" – это намек на Короля Машиаха, о котором сказано: "Беден и восседает на осле". Приход Машиаха зависит от исправление животной души, и своей части мира тем что мы используем все что у нас есть для святого предназначения, посредством Торы и заповедей. Это и будет источником раскрытия Б-жественного в будущем. Т.е. живя у Лавана и при этом соблюдая всю Тору, Яков был уже готов к освобождению, и ждал того же и от Эйсава, но он был еще не готов.

Урок, который мы можем извлечь, что даже если окружающий мир, еще не готов к избавлению, мы со своей стороны должны делать все от нас зависящее. И тем, что мы исправляем себя и все свои дела, мы оказывает влияние на весь мир.

(с) Леви Леонид Артюшкин: Уроки Торы - Иудаизм у тебя на странице http://vk.com/wall-72191653_650

На щите или на… осле

«На щите или со щитом», — говорили женщины Спарты своим сыновьям, что в действительности означало: «Вернись победителем или погибни!» Любопытно, что и еврейская традиция предлагает нам сделать свой выбор: на осле или под ослом. «Машиах въедет в Иерусалим на осле», — гласит предание о том, как наступит долгожданное время триумфа добра над злом.
«Почему обязательно на осле?» — удивляетесь вы. Что ж, слово «хамор», на иврите «осел», происходит от корня «хомер», что означает «материал» или «материализм». Не случайно фараон заставлял евреев строить пирамиды из этого самого «материала». В духовном смысле это символ насаждения материализма. В свете этих слов «оседлать осла» — это значит победить материализм и обрести веру.
С другой стороны, осел — самое упрямое животное, символизирующее материальное в человеке, инстинкты его тела. Всадник же — это символ разума, души и совести. Теперь вы понимаете, что всадник, едущий на осле, символизирует разум, управляющий телом. Если же инстинкты тела управляют разумом, то это подобно ослу, который едет на всаднике. Может быть, кому-то этот пример показался наивным или смешным. Впрочем, Зигмунд Фрейд использовал его совершенно серьезно. Когда великий психолог хотел выразить взаимоотношения между сознанием и подсознанием, то не нашел ничего лучшего, кроме образа всадника, который пытается управлять лошадью. Не знаю, изучал ли Фрейд Тору, не хочу обвинять его в плагиате, однако он лишь повторил древние слова мудрецов о всаднике на осле, которые таким образом сформулировали суть стоящего перед каждым из нас выбора между добром и злом: на осле или под ослом.

Язык символов
Понимаем ли мы язык символов Торы? Что ж, каждый человек способен обратиться к Всевышнему с молитвой. Кто-то, возможно, ежедневно молится в синагоге, а кто-то обращается к Б-гу в минуты опасности, несмотря на декларации собственного неверия, моля о спасении, здоровье или успехе. Однако взаимоотношения с Б-гом, подобно взаимоотношениям между людьми, подразумевают диалог. И если молитва — это обращение человека к Б-гу, то изучение Торы — это слово Всевышнего, обращенное к каждому из нас.
Почему Всевышний обратился лишь к Аврааму с призывом «Иди!», спрашивает Ребе из Гур в своей книге «Сфат Эмет». Разве не было других людей до него?
Всевышний обращался ко всем им, утверждает ребе, но услышал этот призыв лишь Авраам! В этом смысле каждый рассказ Торы — это не только повествование о прошлом, даже не только пророческий символ будущего истории еврейского народа, но и обращение Всевышнего к каждому из нас в настоящем. Величие Торы состоит как раз в том, что каждый открывает в Книге книг те нюансы символики, которые соответствуют его животрепещущим проблемам.
Разве не к каждому из нас обращены слова: «Где ты, человек?» — с которыми Всевышний обратился к Адаму, прячущемуся после греха от Б-га и от себя самого? Не прячемся ли мы подобно Адаму?
Разве не к каждому из нас обращен этический вопрос: «Где брат твой?» — призывающий проанализировать наши отношения с окружающими нас людьми? Как не уподобиться Каину, который с безразличием ответил: «Что я, сторож брату своему?»
Когда Тора рассказывает об упрямом фараоне или обманщике Лаване, то это урок для нас, как победить фараона и Лавана внутри себя! Когда мы читаем о милосердном Аврааме или справедливом Ицхаке, то в первую очередь для того, чтобы открыть и укрепить Авраама и Ицхака в себе!

Держи себя в руках
В этом же свете языка символов постараемся прочитать рассказ о борьбе Яакова и Эйсава и открыть для себя его внутренний смысл. Предлагаемые размышления не претендуют на полноту изложения, а являются лишь информацией для самостоятельного творчества читателя.
Борьба сыновей Ривки началась с самого момента их рождения.
«И настало время ей родить: и вот — близнецы в чреве ее. И вышел первый: красный, весь как плащ волосатый; и нарекли ему имя Эйсав. А потом вышел брат его, держась рукою за пяту Эйсава; и наречено ему имя Яаков».
Эйсав — это символ тела, а Яаков — символ души.
Эйсав — дословно переводится как «сделанный, законченный». Тора описывает Эйсава, используя внешние характеристики тела: красный и волосатый.
Яаков — означает «следующий по пятам», то есть «стремящийся». Магараль из Праги объяс­няет, что имя Яакова указывает на пяту, потому что это самая низкая точка тела: каких бы высот ни достигал Яаков, он всегда ощущает, что он внизу и может подняться еще выше.
Пройдут годы, и Ицхак захочет дать благословение сыну, но не будет знать, кто же стоит пред ним. Тогда он произнесет слова, которые станут символами его сыновей.
«И подошел Яаков к Ицхаку, отцу своему; и он ощупал его и сказал: голос — голос Яакова; а руки — руки Эйсава».
Руки Эйсава — это символ материального мира. Голос Яакова — это символ мира духовного, исходящего изнутри. Конфликт между Эйсавом и Яаковом — не только вселенский конфликт цивилизаций, но и борьба сил тела и души внутри нас самих.
Так в чем же заключается символ того, что Яаков держит Эйсава?
Эйсав — это тело человека, которое первым приходит в этот мир. Лишь затем постепенно в человеке просыпается разум, укрепляется его душа. К тринадцати годам (когда отмечается бар-мицва) начинается борьба, которая может занять семь (двадцать лет — возраст духовной зрелости) или более лет. В конце концов, Яаков держит Эйсава: душа берет тело в руки, подчиняя тело разуму.
Встречают по одежде…
Столкновение между телом и душой, формой и содержанием становится одной из главных тем Торы. В результате греха Адам и Ева впервые облачились в одежды. Любопытно, что «бегед», на иврите «одежда», происходит от слова «бгида», что означает «измена, предательство». Например, палестинский террорист может войти в автобус, облачившись в одежды религиозного еврея, и совершить преступление. Царь Соломон писал в своих притчах, что ложна и обманчива внешняя красота.
Задумаемся о цепочке событий: даже ложь во спасение порождает ложь! Яаков был вынужден использовать одежду для того, чтобы победить обманщика Эйсава: «И взяла Ривка любимую одежду Эйсава… и одела Яакова».
Егуда обманет своего отца Яакова, показав разорванную одежду Йосефа. Тамар переоденется и обманет Егуду. Так же и Йосеф, облаченный в одежды египетского министра, обманет продавших его в рабство братьев. Так дети Яакова окажутся в Египте и станут рабами. Освобождение потомков Яакова из рабства придет в награду за то, что они не меняли имен, языка и одежды своих отцов! Они заслужили свободу, потому что преодолели рабский страх и научились открыто своей одеждой и языком выражать свой внутренний мир, свои имена.

Два имени одного человека
«И остался Яаков один…»
Слово «один» указывает на то, что Яаков достиг единства и целостности различных, даже противоположных друг другу черт характера. Виленский Гаон писал, что весь смысл нашего существования, изучения Торы и соблюдения ее заповедей заключается в тикун ха-мидот — исправлении характера, достижении баланса и гармонии черт характера человека.
«Шма Исраэль», — произносим мы дважды в день. Слушай, пойми еврей, Милосердный и Справедливый, Милосердный Один! И награда, и наказание исходят из одного источника милосердия и любви. Человек сотворен по образу и подобию Всевышнего, потому и он может достичь уровня — один, то есть единства и целостности характера. Такой человек может проявить не только милосердие, но строгость, однако в обеих ситуациях им будет руководить не гнев, а любовь к людям.
«И боролся человек с ним до восхода зари… И увидел, что не одолевает его… И сказал: как имя твое? И он сказал: Яаков. И сказал: не Яаков отныне имя тебе будет, а Израиль, ибо ты боролся с ангелом и с людьми, и победил».
Добрый и честный Яаков должен был стать воином и обманным путем получить благословение отца. Он должен был доказать, что добро может быть сильным. Двадцать лет прожил Яаков в доме обманщика Лавана и остался кристально честным человеком, доказав, что ложь не стала частью его души.
Теперь пришло время Яакову вернуться в Землю Израиля и стать основателем народа, которому предстоит исполнить свою историческую миссию: бороться со злом и укреплять добро. Борьба со злом должна была стать миссией его брата Эйсава, который не сумел реализовать своего духовного потенциала. Потому эту миссию взял на себя Яаков. Когда он добился победы в борьбе, то заслужил второе имя — Израиль, отражающее миссию Эйсава.
Итак, в этот мир обязательно придет свет, и Израиль станет победителем. Только в отличие от спартанцев, которые предлагали убить или быть убитым, еврейская традиция призывает прежде всего к победе над собой: к достижению единства и гармонии между телом и душой, материальным и духовным в жизни.
«Небеса — небеса Всевышнего, а землю дал людям», — писал царь Давид. Ребе из Коцка пояснял: «Для того, чтобы люди подняли землю до небес!»

(с) Лев Кацин, Поднять землю до небес! Недельная глава Торы «ВАИШЛАХ»

 ТЕБЯ, ЙЕГУДА. ВОСХВАЛЯТ БРАТЬЯ ТВОИ; РУКА ТВОЯ НА ХРЕБТЕ ВРАГОВ ТВОИХ; ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ СЫНЫ ОТЦА ТВОЕГО.

МОЛОДОЙ ЛЕВ - ЙЕГУДА, ОТ НА-СИЛЬСТВА ТЫ, СЫН МОЙ, УДАЛИЛСЯ. ПРЕКЛОНИЛСЯ, ЛЕГ ОН, КАК ЛЕВ И КАК ЛЕОПАРД, КТО ПОСМЕЕТ ПОТРЕ­ВОЖИТЬ ЕГО?

НЕ ОТОЙДЕТ СКИПЕТР ОТ ЙЕГУДЫ, И ЗАКОНОДАТЕЛЬ ИЗ СРЕДЫ ПОТОМКОВ ЕГО, ПОКА НЕ ПРИДЕТ ШИЛО. И ЕМУ ПОВИНОВЕНИЕ НАРОДОВ.

 К ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЕ ПРИВЯЗЫВАЕТ ОН ОСЛЕНКА СВО­ЕГО И К ЛОЗЕ НЕЖНОЙ СЫНА ОСЛИЦЫ СВОЕЙ; МОЕТ В ВИНЕ ОДЕЖДУ СВОЮ И В КРОВИ ГРОЗДЬЕВ ОДЕЯНИЕ СВОЕ.

 КРАСНЕЕ ВИНА ГЛАЗА ЕГО. И БЕЛЕЕ МОЛОКА ЕГО ЗУБЫ. 
Колено Иегуды (Иуды)  — одно из колен Израилевых. Согласно библейскому преданию, свою родословную ведёт от Иегуды, четвёртого сына патриарха Иакова от Лии (Быт.29:35).

 Из колена Иегуды произошел Давид- основатель царской династии.

Мать Иисуса Христа  и его отец Иосиф, а следовательно, и Иисус Христос являются выходцами из колена Иегуды.

Колену Иегуды соответствует месяц Нисан (знак Овна).

Теперь о символике: Ослик — это животное бремени, которое всегда олицетворяет мир, благополучие, национальный расцвет.

Неофициальный символ демократической партии США — ослик -символ упрямого преодоления препятствий. Дело в том, что среди религиозных поселенцев бытовало библейское представление об ослах как о беззаветно преданных и трудолюбивых животных. Поэтому лидеры партии Мартин ван Бурен и Джексон всячески подчеркивали, что осел символизирует существо, предостерегающее людей от таких пороков, как алчность, коррупция и т. п. Хотя этот символ официально не был никогда утвержден, с 1880-х он обрел большую популярность, благодаря рисункам Томаса Наста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.