В физике существует понятие «энтропия» – потеря формы, разложение, распад. Капля чернил в стакане воды растворяется, переставая существовать как капля. Это и есть энтропия. Параллельно в природе действуют силы, противостоящие энтропии. Науке пока неизвестно, как конкретно осуществляется равновесие этих начал в природе. Попытки вывести уравнение, описывающее это равновесие, занимают сегодня многих ученых.
Используя понятие «энтропия» (конечно, в расширенном смысле), можно более точно представить себе многие сложные явления, выходящие за рамки физического мира. Все, что строит человек в духовных сферах – свой образ жизни, свое мировоззрение, – находится под постоянной угрозой распада. Классический пример энтропии в сфере духа – забвение. Человеческое общество с течением времени отдаляется от тех основ, на которых оно когда-то созидалось, поэтому ему необходимы средства, оберегающие его от загнивания. В то же время человеку свойственно бороться с энтропией, с забвением и смертью, свойственно стремиться к развитию и совершенствованию. Однако, он не всегда находит правильные пути для проявления заложенных в нем сил, противостоящих упадку и распаду. Еврейские законы ритуальной чистоты – способ осуществления присущего человеку и свойственного всем элементам Вселенной стремления к самосохранению.
Женщина – это как раз тот элемент в структуре семьи, который легче всего поддается дестабилизации. Без женского тепла и любви семья не может существовать. Но естественная потребность женщины в любви может обернуться чувственностью. А свойственная ей способность прощать нередко осуществляется за счет готовности поступиться важными нравственными принципами. Гибкость, хрупкость и неустойчивость, свойственные женщинам, несут в себе элементы энтропии. В этом смысле женщина в большей степени подвергается воздействию сил разложения и распада, чем мужчина. Именно поэтому на нее ложится основное бремя в соблюдении законов ритуальной чистоты. Перефразируя известное выражение из трактата Авот: «Воздвигайте ограду вокруг закона», можно сказать, что существующие в еврейской традиции многочисленные запреты, связанные с чистотой брака, ограждают женщину, защищая ее от энтропии.
Чем сложнее система, тем более интенсивно протекает в ней процесс энтропии. Из всего, что создано Всевышним, человек – творение наиболее сложное и уязвимое. Ранимость человека делает для него совершенно необходимой помощь Всевышнего – без Его поддержки это сложное и хрупкое существо не в состоянии было бы сохранить свою форму. Отсюда и естественный для человека поиск Б-жества, утверждающего человеческое существование.
Ответом на просьбу о помощи и были данные детям Ноаха – всему человечеству – семь заповедей, включающие в себя все духовные и моральные предписания, необходимые для жизни людей (такие, как запрет убийства, насилия и жестокости по отношению к людям и животным). Однако, то, что необходимо и достаточно для всех людей, недостаточно для сынов Израиля. Евреи обладают особенно сложным духовным и психическим устройством. Эти явные отличия евреев от других народов делают их более ранимыми, поэтому семи заповедей сынов Ноаха недостаточно для нормального существования евреев. Именно постоянная потребность еврея в дополнительной защите объясняет существование системы шестисот тринадцати заповедей, обязательных только для евреев.
Поскольку на еврейскую женщину возложена особая миссия – продолжение жизни народа – она нуждается в дополнительном покровительстве, способном помочь ей сохранить свою сущность. Тут проявляется во всем величии заповедь ритуальной чистоты, связанная с теми интимными сторонами жизни женщины, от которых зависит ее способность к выполнению этой миссии.
Один из аспектов этой заповеди – принцип скромности, в соответствии с которым, в частности, замужняя еврейка должна покрывать голову. Парик или косынка постоянно напоминает и самой женщине, и всем, кто ее окружает, что она принадлежит своему мужу и является частью семьи, – иначе говоря, что она связана. Женская способность к сочувствию, к отождествлению себя с другим человеком должна реализовываться прежде всего в семье, иначе она, как считает иудаизм, растрачивается впустую и, не будучи уравновешена строгостью и справедливостью, может привести к греху. Таким образом, покрытие головы ограничивает свойственную женщине открытость в отношении к миру, препятствуя в самом зародыше распущенности и вседозволенности, – то есть, в широком смысле, энтропии.
Заповеди ритуальной чистоты регулируют именно те стороны человеческой жизни, в которых наиболее сильно проявляется стремление к эгоистическому наслаждению.
Человеку, в отличие от животного, присуще чувство «я», ощущение неповторимости собственной личности, делающей его непохожим на всех остальных людей на свете. Эту свою сущность (можно сказать «форму») любой человек если даже и не осознает, то чувствует эмоционально. Источником этого ощущения является Б-жественное начало, заложенное в душе любого человека. Каждый из нас знает, что он чувствует себя счастливым только тогда, когда ему удается удовлетворить свою потребность в самовыражении, реализовать свои возможности и таланты – будь то в любви, в работе или в чем-то еще. Вряд ли можно сказать, что чувство сытости, например, – само по себе приятное, – отвечает глубинным запросам человеческого «я». Ведь оно реализует инстинкт самосохранения, общий для всех людей, а не какие-то индивидуальные потребности, свойственные только этому человеку. Поэтому личность нуждается в чем-то большем, чем удовлетворение физиологических потребностей. Лишь воплотив свою сущность, проявив в полной мере свои способности, человек испытывает подлинное удовлетворение: он сумел найти себя, привнести в мир нечто свое.
В этом смысле человека можно сравнить с Храмом, в котором были различные покои, но Святая Святых располагалась в самом центре, в сердцевине. Неповторимые особенности, составляющие сущность личности, таятся в глубине, в области сокровенной, не допускающей чужого взгляда. В самых «материальных» человеческих проявлениях тоже есть область глубоко значимая и поэтому сокровенная – область пола. Есть прямое соответствие между инстинктивным стремлением человека прикрыть интимные части тела и его потребностью в защите своей духовной сущности. Одежда несет в себе немало духовных символов. Животные же не испытывают никакой потребности в одежде, ибо они не являются личностями, а потому и не нуждаются в защите своего внутреннего мира.
Стремясь к раскрепощению личности, современное западное общество разрушает складывавшиеся веками традиционные формы деятельности и общения людей. Но это, как показал опыт XX века, привело не к расцвету личности, но к ее деградации, к нивелировке индивидуальности. Идея всеобщего равенства, казалось бы изначально гуманная, привела к стиранию границ между «твоим» и «моим», между сферами дозволенного и запретного. Человек, потерявший свою внутреннюю «форму» – сущность, отличавшую его от других, не может стыдиться своей наготы. Безличному человеку, «такому же, как все», – действительно нечего скрывать.
Для того, чтобы убедиться, что это так, достаточно перелистать летний выпуск журнала мод. Тенденции развития современной моды – как она ни капризна – в этом смысле очень показательны.
Пустота и отчужденность современного человека, его духовный крах – центральная тема всей западной культуры XX века. Наиболее чувствительные ее представители полны страха и отчаяния перед угрозой варварства. Где же выход? На каких стезях его искать?
Традиционный иудаизм всегда предлагал и предлагает совершенно особое решение проблемы индивидуальности. Каждому индивидууму дана возможность самовыражения в рамках общей системы ценностей и моральных принципов. Иудаизм всегда стремился, так сказать, «разложить все по полочкам», чтобы для каждого предмета была найдена возможность гармонично вписаться в структуру мироздания, не утрачивая при этом своей сущности. Тора предлагает и мужчине, и женщине специфический тип поведения, учитывающий всю глубину различия между ними. Только на такой основе могут быть построены нормальные отношения между полами.
Законы скромности в одежде и поведении мужчины и женщины подчеркивают идею автономного духовного существования личности, несущей в своих глубинах Б-жественную искру. Именно в скромной одежде находит свое выражение присущая глубокой и целостной личности чувствительность к тайному и сокровенному. Так в предписанном традиционными еврейскими правилами стиле одежды – хотя, казалось бы, это нечто внешнее и совершенно постороннее по отношению к сущности человека – проявляется присущая иудаизму взаимосвязь физического и духовного, распространяющаяся на все аспекты человеческой жизни.
Твердыней, сохраняющей структуру мироздания и противостоящей волнам энтропии, для еврейского религиозного сознания является семья. Насколько успешно она может сыграть эту роль – зависит от множества факторов. Именно поэтому в иудаизме существует стройная система правил поведения и моральных принципов, регулирующих жизнь семьи: в таком серьезном вопросе нельзя полагаться на случайные догадки или на удачу. И тут особая ответственность ложится на женщину.
Женщина обладает более утонченной индивидуальностью, чем мужчина. Ее восприятие мира всегда более субъективно и эмоционально. Поэтому именно от нее зависит создание того, что называется «внутренним миром» семьи. Мужчина, живущий и действующий в необъятном мире за пределами семьи, менее уязвим, но и менее открыт, он в меньшей степени подвержен влиянию, но и менее способен оказывать влияние. Поэтому только женщина способна создать то, без чего семьи нет, и что называется «семейной атмосферой» – ощущение уверенности, постоянства, безопасности и покоя, – именно женщина, а не мужчина, который выполняет реальные функции защитника семьи. Эту сторону женской личности подчеркивает и развивает Тора, придавая духовную глубину женской чувствительности и беззащитности. Из сказанного понятно, почему иудаизм всегда придерживался мнения, что личность женщины может в полной мере проявиться, только если ее стремления направлены не «вовне», а «вовнутрь», во внутренний мир семьи.
Используя понятие «энтропия» (конечно, в расширенном смысле), можно более точно представить себе многие сложные явления, выходящие за рамки физического мира. Все, что строит человек в духовных сферах – свой образ жизни, свое мировоззрение, – находится под постоянной угрозой распада. Классический пример энтропии в сфере духа – забвение. Человеческое общество с течением времени отдаляется от тех основ, на которых оно когда-то созидалось, поэтому ему необходимы средства, оберегающие его от загнивания. В то же время человеку свойственно бороться с энтропией, с забвением и смертью, свойственно стремиться к развитию и совершенствованию. Однако, он не всегда находит правильные пути для проявления заложенных в нем сил, противостоящих упадку и распаду. Еврейские законы ритуальной чистоты – способ осуществления присущего человеку и свойственного всем элементам Вселенной стремления к самосохранению.
Женщина – это как раз тот элемент в структуре семьи, который легче всего поддается дестабилизации. Без женского тепла и любви семья не может существовать. Но естественная потребность женщины в любви может обернуться чувственностью. А свойственная ей способность прощать нередко осуществляется за счет готовности поступиться важными нравственными принципами. Гибкость, хрупкость и неустойчивость, свойственные женщинам, несут в себе элементы энтропии. В этом смысле женщина в большей степени подвергается воздействию сил разложения и распада, чем мужчина. Именно поэтому на нее ложится основное бремя в соблюдении законов ритуальной чистоты. Перефразируя известное выражение из трактата Авот: «Воздвигайте ограду вокруг закона», можно сказать, что существующие в еврейской традиции многочисленные запреты, связанные с чистотой брака, ограждают женщину, защищая ее от энтропии.
Чем сложнее система, тем более интенсивно протекает в ней процесс энтропии. Из всего, что создано Всевышним, человек – творение наиболее сложное и уязвимое. Ранимость человека делает для него совершенно необходимой помощь Всевышнего – без Его поддержки это сложное и хрупкое существо не в состоянии было бы сохранить свою форму. Отсюда и естественный для человека поиск Б-жества, утверждающего человеческое существование.
Ответом на просьбу о помощи и были данные детям Ноаха – всему человечеству – семь заповедей, включающие в себя все духовные и моральные предписания, необходимые для жизни людей (такие, как запрет убийства, насилия и жестокости по отношению к людям и животным). Однако, то, что необходимо и достаточно для всех людей, недостаточно для сынов Израиля. Евреи обладают особенно сложным духовным и психическим устройством. Эти явные отличия евреев от других народов делают их более ранимыми, поэтому семи заповедей сынов Ноаха недостаточно для нормального существования евреев. Именно постоянная потребность еврея в дополнительной защите объясняет существование системы шестисот тринадцати заповедей, обязательных только для евреев.
Поскольку на еврейскую женщину возложена особая миссия – продолжение жизни народа – она нуждается в дополнительном покровительстве, способном помочь ей сохранить свою сущность. Тут проявляется во всем величии заповедь ритуальной чистоты, связанная с теми интимными сторонами жизни женщины, от которых зависит ее способность к выполнению этой миссии.
Один из аспектов этой заповеди – принцип скромности, в соответствии с которым, в частности, замужняя еврейка должна покрывать голову. Парик или косынка постоянно напоминает и самой женщине, и всем, кто ее окружает, что она принадлежит своему мужу и является частью семьи, – иначе говоря, что она связана. Женская способность к сочувствию, к отождествлению себя с другим человеком должна реализовываться прежде всего в семье, иначе она, как считает иудаизм, растрачивается впустую и, не будучи уравновешена строгостью и справедливостью, может привести к греху. Таким образом, покрытие головы ограничивает свойственную женщине открытость в отношении к миру, препятствуя в самом зародыше распущенности и вседозволенности, – то есть, в широком смысле, энтропии.
Заповеди ритуальной чистоты регулируют именно те стороны человеческой жизни, в которых наиболее сильно проявляется стремление к эгоистическому наслаждению.
Человеку, в отличие от животного, присуще чувство «я», ощущение неповторимости собственной личности, делающей его непохожим на всех остальных людей на свете. Эту свою сущность (можно сказать «форму») любой человек если даже и не осознает, то чувствует эмоционально. Источником этого ощущения является Б-жественное начало, заложенное в душе любого человека. Каждый из нас знает, что он чувствует себя счастливым только тогда, когда ему удается удовлетворить свою потребность в самовыражении, реализовать свои возможности и таланты – будь то в любви, в работе или в чем-то еще. Вряд ли можно сказать, что чувство сытости, например, – само по себе приятное, – отвечает глубинным запросам человеческого «я». Ведь оно реализует инстинкт самосохранения, общий для всех людей, а не какие-то индивидуальные потребности, свойственные только этому человеку. Поэтому личность нуждается в чем-то большем, чем удовлетворение физиологических потребностей. Лишь воплотив свою сущность, проявив в полной мере свои способности, человек испытывает подлинное удовлетворение: он сумел найти себя, привнести в мир нечто свое.
В этом смысле человека можно сравнить с Храмом, в котором были различные покои, но Святая Святых располагалась в самом центре, в сердцевине. Неповторимые особенности, составляющие сущность личности, таятся в глубине, в области сокровенной, не допускающей чужого взгляда. В самых «материальных» человеческих проявлениях тоже есть область глубоко значимая и поэтому сокровенная – область пола. Есть прямое соответствие между инстинктивным стремлением человека прикрыть интимные части тела и его потребностью в защите своей духовной сущности. Одежда несет в себе немало духовных символов. Животные же не испытывают никакой потребности в одежде, ибо они не являются личностями, а потому и не нуждаются в защите своего внутреннего мира.
Стремясь к раскрепощению личности, современное западное общество разрушает складывавшиеся веками традиционные формы деятельности и общения людей. Но это, как показал опыт XX века, привело не к расцвету личности, но к ее деградации, к нивелировке индивидуальности. Идея всеобщего равенства, казалось бы изначально гуманная, привела к стиранию границ между «твоим» и «моим», между сферами дозволенного и запретного. Человек, потерявший свою внутреннюю «форму» – сущность, отличавшую его от других, не может стыдиться своей наготы. Безличному человеку, «такому же, как все», – действительно нечего скрывать.
Для того, чтобы убедиться, что это так, достаточно перелистать летний выпуск журнала мод. Тенденции развития современной моды – как она ни капризна – в этом смысле очень показательны.
Пустота и отчужденность современного человека, его духовный крах – центральная тема всей западной культуры XX века. Наиболее чувствительные ее представители полны страха и отчаяния перед угрозой варварства. Где же выход? На каких стезях его искать?
Традиционный иудаизм всегда предлагал и предлагает совершенно особое решение проблемы индивидуальности. Каждому индивидууму дана возможность самовыражения в рамках общей системы ценностей и моральных принципов. Иудаизм всегда стремился, так сказать, «разложить все по полочкам», чтобы для каждого предмета была найдена возможность гармонично вписаться в структуру мироздания, не утрачивая при этом своей сущности. Тора предлагает и мужчине, и женщине специфический тип поведения, учитывающий всю глубину различия между ними. Только на такой основе могут быть построены нормальные отношения между полами.
Законы скромности в одежде и поведении мужчины и женщины подчеркивают идею автономного духовного существования личности, несущей в своих глубинах Б-жественную искру. Именно в скромной одежде находит свое выражение присущая глубокой и целостной личности чувствительность к тайному и сокровенному. Так в предписанном традиционными еврейскими правилами стиле одежды – хотя, казалось бы, это нечто внешнее и совершенно постороннее по отношению к сущности человека – проявляется присущая иудаизму взаимосвязь физического и духовного, распространяющаяся на все аспекты человеческой жизни.
Твердыней, сохраняющей структуру мироздания и противостоящей волнам энтропии, для еврейского религиозного сознания является семья. Насколько успешно она может сыграть эту роль – зависит от множества факторов. Именно поэтому в иудаизме существует стройная система правил поведения и моральных принципов, регулирующих жизнь семьи: в таком серьезном вопросе нельзя полагаться на случайные догадки или на удачу. И тут особая ответственность ложится на женщину.
Женщина обладает более утонченной индивидуальностью, чем мужчина. Ее восприятие мира всегда более субъективно и эмоционально. Поэтому именно от нее зависит создание того, что называется «внутренним миром» семьи. Мужчина, живущий и действующий в необъятном мире за пределами семьи, менее уязвим, но и менее открыт, он в меньшей степени подвержен влиянию, но и менее способен оказывать влияние. Поэтому только женщина способна создать то, без чего семьи нет, и что называется «семейной атмосферой» – ощущение уверенности, постоянства, безопасности и покоя, – именно женщина, а не мужчина, который выполняет реальные функции защитника семьи. Эту сторону женской личности подчеркивает и развивает Тора, придавая духовную глубину женской чувствительности и беззащитности. Из сказанного понятно, почему иудаизм всегда придерживался мнения, что личность женщины может в полной мере проявиться, только если ее стремления направлены не «вовне», а «вовнутрь», во внутренний мир семьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий