пятница, 5 мая 2023 г.

Antonio Rigopoulos: Учение Шри Даттатреи. Сакральные тексты традиции: "Трипура Рахасья"

..."Трипура, также известная как Лалита («изящная», «прекрасная») или Лалита Трипурасундари, является наиболее значимой формой ШриЛакшми: милостивым проявлением материнской, вечно прекрасной и юной высшей Шакти. 

Слово Трипура часто переводят как «три города» (см. миф о Трипуре в «Махабхарате», 8.24), но шактийскими авторитетами и в данном тексте оно переводится как «предшествующая (пура ) трём (три)». 

Считается, что богиня предшествует всем триадам, таким как три Веды, три бога (Брахма, Вишну и Шива), три мира, три времени (прошлое, настоящее и будущее), три состояния сознания и так далее. 

Таким образом, она отождествляется с чистым сознанием (высший Пуруша), «четвертым состоянием» (турия) и безличным Брахманом. 

Имя Трипура превозносит ее радикальную трансцендентность вне времени, вечную, предшествующую всем проявлениям. 

В Трипура-рахасье наш Гуру-Бог обучает шакта-недвойственности своего ученика Парашураму. 

Истории, рассказанные Даттатрейей, лучше всего объясняют содержание его упадеши, как мы далее увидим.

Трипура-рахасья — это средневековое шактийское произведение, созданное между одиннадцатым и семнадцатым веками. По-видимому, она была известна только в Южной Индии, оказывая лишь региональное влияние.

Текст не оставил никаких следов в виде текстовых ссылок или цитат ни в одном из известных нам литературных произведений.

 Такая изоляция контрастирует с его современной известностью, что подтверждается различными изданиями и переводами на разные языки субконтинента. 

Этой славой Трипура-рахасья во многом обязана известному тамильскому святому из Тируваннамалая Рамане Махарши (Венкатарамане Айяру, 1879–1950). 

Как отмечает Дуглас Ренфрю Брукс,

Трипура-рахасья обрела известность лишь в последнее время:

Помимо Раманы Махарши, еще одной важной фигурой, внесшей свой вклад в популяризацию Трипура-рахасьи в северной Индии, был Свами Карпатри (1907–1982), брамин, лидер ордена дандинов Шанкарачарьи; см. Рамассо, "II Tripura Rahasya nell'ottica dottrinale e ideologica di Svami Karpatri".

Считается, что Трипура-рахасья является сокращенной версией оригинальной Датта-самхиты или Дакшинамурти-самхиты из восемнадцати тысяч стихов, приписываемых Даттатрейе.

 Эта работа была обобщена в шести тысячах сутр, разделенных на пятьдесят кханд учеником Даттатрейи Парашурамой, а ученик Парашурамы Сумедха Харитаяна создал дошедший до нас текст. 

Трипура-рахасья делится на три части. 

 Махатмья-кханда, или раздел, посвященный прославлению богини, состоит из 6687 шлок, разделенных на восемьдесят адхьяй. Эта часть посвящена мифам о происхождении Трипуры, описанию ритуалов, мантр и янтр Деви, различных Шакти и подвигов богини, а также космической борьбы между Трипурой и демонами-асурами. 

Джняна-кханда, или раздел, посвященный спасительному знанию, состоит из 2163 шлок, разделенных на двадцать две адхьяи.  Эта часть представляет эзотерические философские вопросы, проиллюстрированные меткими притчами и аллегориями, в недвойственной перспективе. Среди основных рассматриваемых тем — реальность чистого сознания, природа проявленного мира и качества, необходимые соискателю мокши. 

 Третий раздел, или Чарья-кханда, посвященный надлежащим правилам ритуального поведения, был утерян и, должно быть, состоял из около 3000 шлок. Его содержание, возможно, было похоже на содержание Парашурама-кальпа-сутр, в которых описываются секреты культа Трипуры, основанного на ритуале Шри-видья (буквально «знание [богини] Шри» или «благая мудрость»).

Ашрам Парашурамы традиционно располагается на горе Малайя в Южной Индии (несколько раз упоминается в «Махабхарате» и других произведениях), а начало Махатмья-кханды гласит, что Сумедха написал свой труд в городке Халасья (Мадурай). 

Текст представляет собой диалог между мудрецом Нарадой и Харитаяной, а не между Шивой и Деви, как это обычно бывает в тантрических произведениях. 

Он является дополнительным контекстом для представления диалога между Даттатрейей и Парашурамой, фоном для повествования серии второстепенных историй, следующих типичной пуранической схеме. Согласно традиции, гуру-парампара - это те, кто обладает тайной доктриной Трипуры, имеет божественное происхождение: сначала Шива открыл ее Вишну, а тот, в свою очередь, открыл ее Брахме. В мире людей мудрец Самварта передал его Даттатрейе, который здесь представлен как повелитель авадхут. 

Самварта - буквально «свертывание», «разрушение». Шанкара упоминает Самварту в своем комментарии к Брахма-сутре (3.4.37).  В данном тексте он прославляется как авадхута, напоминая об антиномическом поведении пашупатов, особенно на их авьякта-стадии духовного развития. 

Другими важными фигурами, почитаемыми в парампаре, являются Дурваса, Агастья и Лопамудра. 

Агастья, знаменитый риши, является автором нескольких ведийских гимнов (Риг Веда 1.166-191). Как и Васиштха, Агастья, как считается, был сыном Митры и Варуны от Урваши: их семя «выпало» при виде прекрасной Богини Зари, оплодотворив ее. 

Лопамудра — спутница риши Агастьи, созданная из самых изящных частей различных животных. Глава 53 Махатмья-кханды прославляет Лопамудру, наделенную знанием Трипуры, известным как Трипури-видья.

Два текста, которые автор использует и перерабатывает, — это Деви-махатмья из Маркандейя-пураны и Лалита-махатмья или Лалитопахьяна из Брахманда-пураны.

Деви-махатмья вдохновила Махатмья-кханду Трипура-рахасьи, особенно в повествовании о космической борьбе между богиней и демоном Махишей. 

Лалита-махатмья представляет собой отдельную работу, добавленную к Брахманда-пуране преданными Сант-сампрадайи, стремившимися поместить ее в состав авторитетного сборника.

Технический язык Трипура-рахасьи можно определить как "кашмирско-шиваитский", он является общим как для агам, так и для тантр. Существуют также дуалистические и шайва-сиддхантские интерпретации этих текстов с использованием одной и той же идиомы. В южной Индии такой технический язык, по-видимому, предшествовал кристаллизации богословия Спанды и Пратьябхиджни. 

Шактийские культы Шри-видья существовали в южных регионах по меньшей мере с седьмого века, хотя их появление в письменной санскритской традиции датируется примерно девятым веком. 

С другой стороны, связь южного шактизма с недвойственной традицией Шанкары и их взаимное влияние были особенно важны. Ведантизация шактизма в рамках шиваитской идиомы была достигнута с помощью таких текстов, как Саундарья-лахари, Прапанча-сара и Лалита-трисати-бхасья. 

Между девятым и двенадцатым веками южане дистанцируются от кашмирского каулизма, чтобы отличить шривидью от морально подозрительного тантризма. 

Шакта-недвойственность в широком смысле считается совместимой с адвайта-ведантой Шанкары. Была установлена ​​связь между традицией Шри-видьи и южными ортодоксальными питхами Шанкары. Одним из путей, посредством которого Даттатрейя мог быть присвоен южным шактизмом, была Дашанами-сампрадайя Шанкары. 

Возможно, благодаря ордену Сарасвати, сконцентрированному в матхе Шрингери, к которому, очевидно, принадлежал Нрисимха Сарасвати — основатель Датта-сампрадайи. 

Хотя Махатмья-кханда изображает Даттатрейю так, что это напоминает рассказ из Маркандейя-пураны, он очищен и не имеет явного вамачарийского (путь левой руки) контекста Каула-Вамы. 

Основное представление Даттатрейи в Трипура-рахасье таково: это его джняна-кханда, в которой Гуру-Бог воистину является джняна-мурти, главным учителем недвойственности.

В любом случае, связь Даттатрейи с поклонением Дэви является постоянной на протяжении всего раскрытия божества. 

Элемент шактизма появляется в первой характеристике Датты в Маркандейя-пуране и ясно проявляется в литературе Маханубхавы и в его связи с шакти-питхами, такими как Махур. 

Далее о нём свидетельствует Даттатрейя-упанишада.

Связь Даттатреи с Трипурой, безусловно, имеет южное происхождение: Бхаскарарайя в своем комментарии к восьмому стиху Трипура-упанишады упоминает Даттатрейю как одного из двенадцати мудрецов и полубогов, связанных с Шри-видья-мантрой.

 Даттатрейя упоминается в Тиру-мантирам Тирумулара, величайшем изложении йоги в тамильской литературе и источнике философии шайва-сиддханты.

Культ Трипуры основан на двойной доктрине Шри-видьи и Шри-чакры, мантры и янтры, составляющих звуковое тело и графический символ Дэви. 

Махатмья-кханда

Теперь перейдем к обзору тех мест в Махатмья-кханде, которые касаются Даттатрейи. 

Главы 1 и 2 Махатмья-кханды представляют «автора» произведения, провидца Сумедху Харитаяну. Глава 3 представляет Парашураму, а глава 4 — его встречу с мудрецом Самвартой. Главы 5 и 6 представляют Гуру Даттатрейю. Главы с 7 по 9 рассказывают историю Трипуры Амбики, матери миров и верховной богини. Главы с 10 по 46 посвящены описанию основных форм или Шакти Трипуры и их деяний. Главы с 47 по 78 представляют собой повествование о Лалита-махатмье. В главах 79 и 80 Даттатрея отвечает Парашураме, развеивая его сомнения.

Глава 4 завершается рассказом о том, как Самварта советует искать помощи великого йогина Даттатрейи Парашураме, не понявшему учения Самварты относительно атмана и природы Трипуры. (Парашурама уже встречался с Даттатрейей во время погребальных обрядов Джамадагни. Ренука посоветовала Парашураме обратиться за помощью к Даттатрейе, если он когда-нибудь столкнется с трудностями). 

Глава 5 повествует о том, как Парашурама, страдающий от отождествления с телом, направляется к горе Гандхамадана, (буквально «опьяняющая благоуханием», считается, что она расположена к югу от горы Кайласа и является одной из четырех гор, окружающих центр мир), где находится ашрам Даттатрейи. 

В главе 6 Даттатрейя предстает перед Парашурамой в сиянии своего тантрического аспекта: окруженный йогами и прекрасно юный, он обнимает молодую женщину и держит перед собой кувшин с опьяняющим напитком. 

Парашурама, считающий, что хорошее и плохое — всего лишь плод воображения, отказывается смущаться этим зрелищем. 

Даттатрейя говорит о необходимости обуздания своих чувств, о ценности отрешения и выражает восхищение невозмутимостью Парашурамы в отношении к его противоречивому аспекту. 

Парашурама отвечает, что учителя следует рассматривать как самого Шиву и путь Даттатрейи, каким бы хорошим или плохим он ни казался, теперь будет его собственным путём.

Парашурама объясняет причины, которые привели его сюда: утомленный сансарой, он желает найти прибежище у стоп Датты, чтобы обрести атма-джняну, подобно слону, ныряющему в прохладные воды Ганги в окружении горящего леса. 

Известный образ, символизирующий достигнутое душой состояние свободы и безопасности. Ср. с Бхагавата-пураной (11.7.29), где восхваляется авадхута, идентифицированный как Даттатрея: «Среди людей, сожженных диким огнем желания и жадности, ты остаешься подобным слону, стоящему в прохладных водах священной Ганги, не опаляемому огнём».

Даттатрейя говорит ему, что это благородное желание является милостью Дэви и предлагает прослушать упадешу, в которой объясняет, что высший Шива (Парашива) есть не что иное, как Атман, пребывающий во всех существах. Именно благодаря силе собственной майи он скрыт. 

В этом мире не существует и не может быть познано ничего кроме того, что проявляется явно: тот атман, который сияет во всем мире, есть Парашива. Атман, проявляющийся в бесконечных формах, тем не менее один и тот же, вечно сияющий своим великолепием. Только через познание Атмана (пратьябхиджняна) можно обрести знание, которое в конечном счете является милостью высшей Шакти, Трипуры. Именно для того, чтобы чтить ее преданностью, нужно быть внимательным к проявлениям ее величия.

В начале главы 7 Даттатрейя заявляет, что даже боги не знают, кто такая Богиня и где она обитает. Она выше Вед, Шастр и Тантр. Ее нельзя постичь обычными средствами познания или рассуждения. Ее можно понять только через опыт бытия, опыт «Я есть». Невозможно измерить океан ее величия и красоты. 

Затем Даттатрейя рассказывает о некоторых великих делах, совершенных Трипурой и ее Шакти.

В последних двух главах, 79 и 80, Парашурама задает Даттатрейе несколько последних вопросов. 

Он спрашивает, почему Агастья, великий знаток Вед и Шастр, не достиг видения Трипуры. 

Даттатрея отвечает, что только дикша, данная авторитетным гуру, ведет к совершенной преданности, необходимой для практики культа Трипуры и достижения мокши. Тот, кто ограничивается изучением ведических текстов, игнорируя традицию Шакти, не заслуживает доступа к богине. 

Даттатрейя называет Тантры той сущностью, которую мудрецы пожинают через пахтание океана всех писаний, произведенное самим Парамешварой, чтобы предложить спасение всем существам. Доступ к этим текстам могут иметь как дваждырожденные, так и шудры. 

Агастья, который следовал исключительно ведийскому пути, смог достичь города богини только после того, как получил дикшу от своей невесты.

Далее Даттатрейя объясняет некоторые ритуалы, связанные с культом Трипуры: создание и освящение изображения Деви, благоприятное время для поклонения, посвященные ей праздники и так далее. Даттатрейя учит, как добиться благосклонности Деви, перечисляя плоды, которые будут достигнуты, сопоставляя их с грехами, накопленными теми, кто пренебрегает ее культом. 

Гуру описывает церемонию подношения Шри-чакры (шри-чакра-дана-видхи), ее действенность и преимущества, получаемые теми, кто передает традицию Трипуры. 

Махатмья-кханда заканчивается традиционной пхала-шрути, Даттатрейя торжественно заявляет, что все те, кто узнает о мифах, прославляющих богиню, почувствуют чувство чистой преданности, ведущее их к спасению.

Джняна-кханда

В двадцати двух адхьяйях Джняна-кханды Трипура-рахасьи диалог между Харитаяной и Нарадой составляет внешнее обрамление: Харитаяна, ученик Парашурамы, рассказывает, как он получил упадешу от своего учителя. 

Он описывает духовную маргу самого Парашурамы, изображая отношения между последним и его Гуру Даттатрейей. В повествовании Джняна-кханды Нарада хранит молчание, а Харитаяна играет роль рассказчика. 

Харитаяна повествует, как Парашураму, неспособного полностью понять учения, полученные им от Самварты, Даттатрейя инициирует в продвинутые стадии садханы: в конце концов, он получает посвящение в поклонение Трипуре, овладевая секретами ритуальной практики. Затем говорится, что Парашурама покидает Даттатрейю и удаляется на гору Махендра, посвящая себя поклонению Трипуре в течение двенадцати лет в полном одиночестве. 

Осознавая пределы ритуального поклонения, лишенного освобождающего знания, он возвращается к Даттатрейе, который живёт на горе Гандхамадана, надеясь, что Гуру даст ему понимание эзотерической упадеши, первоначально переданной ему Самвартой. Этот вводный раздел охватывает первую адхьяйю и половину второй. 

С этого момента Даттатрейя ведет диалог, приняв Парашураму в ученики.

Роль Даттатрейи как авторитетного толкователя недвойственного шактизма в Южной Индии, прекрасно переданная в историях Трипура-рахасьи, показывает ассимилирующую силу божества в сампрадайях и канонах. Сам Даттатрейя становится сагамой, особенным синтезом различных потоков индийских религиозных и философских традиций. Икона Даттатрейи демонстрирует способность впитывать в себя новые черты, начиная от социальной религии Варкари, сосредоточенной на бхакти, и заканчивая более частными ритуалами южного шактизма, основанными на мантрах, ради самотрансформации и саморазвития. Понимание Датты как верховного Гуру, Йогина и Аватары, постоянно присутствующего на субконтиненте, — это не просто мощная религиозная метафора. 

Это факт, конкретно выраженный его присвоением различными религиозными движениями по всей Индии и за ее пределами: в Непале, в Тамилнаду, в Гуджарате и Махараштре, а также в Керале и Андхра-Прадеше. 

После триумфальной виджайи Даттатрейи по всему субконтиненту можно осознать вездесущее присутствие божества и его интегративную природу как его отличительную черту на протяжении веков...."

https://teletype.in/@invazeon/M6hCFo2holX

Автор: Antonio Rigopoulos, 1998

Перевод: Инвазия , 15.07.2022

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.