Слово Трипура часто переводят как «три города» (см. миф о Трипуре в «Махабхарате», 8.24), но шактийскими авторитетами и в данном тексте оно переводится как «предшествующая (пура ) трём (три)».
Считается, что богиня предшествует всем триадам, таким как три Веды, три бога (Брахма, Вишну и Шива), три мира, три времени (прошлое, настоящее и будущее), три состояния сознания и так далее.
Таким образом, она отождествляется с чистым сознанием (высший Пуруша), «четвертым состоянием» (турия) и безличным Брахманом.
Имя Трипура превозносит ее радикальную трансцендентность вне времени, вечную, предшествующую всем проявлениям.
В Трипура-рахасье наш Гуру-Бог обучает шакта-недвойственности своего ученика Парашураму.
Истории, рассказанные Даттатрейей, лучше всего объясняют содержание его упадеши, как мы далее увидим.
Трипура-рахасья — это средневековое шактийское произведение, созданное между одиннадцатым и семнадцатым веками. По-видимому, она была известна только в Южной Индии, оказывая лишь региональное влияние.
Текст не оставил никаких следов в виде текстовых ссылок или цитат ни в одном из известных нам литературных произведений.
Такая изоляция контрастирует с его современной известностью, что подтверждается различными изданиями и переводами на разные языки субконтинента.
Этой славой Трипура-рахасья во многом обязана известному тамильскому святому из Тируваннамалая Рамане Махарши (Венкатарамане Айяру, 1879–1950).
Как отмечает Дуглас Ренфрю Брукс,
Трипура-рахасья обрела известность лишь в последнее время:
Помимо Раманы Махарши, еще одной важной фигурой, внесшей свой вклад в популяризацию Трипура-рахасьи в северной Индии, был Свами Карпатри (1907–1982), брамин, лидер ордена дандинов Шанкарачарьи; см. Рамассо, "II Tripura Rahasya nell'ottica dottrinale e ideologica di Svami Karpatri".
Считается, что Трипура-рахасья является сокращенной версией оригинальной Датта-самхиты или Дакшинамурти-самхиты из восемнадцати тысяч стихов, приписываемых Даттатрейе.
Эта работа была обобщена в шести тысячах сутр, разделенных на пятьдесят кханд учеником Даттатрейи Парашурамой, а ученик Парашурамы Сумедха Харитаяна создал дошедший до нас текст.
Трипура-рахасья делится на три части.
Махатмья-кханда, или раздел, посвященный прославлению богини, состоит из 6687 шлок, разделенных на восемьдесят адхьяй. Эта часть посвящена мифам о происхождении Трипуры, описанию ритуалов, мантр и янтр Деви, различных Шакти и подвигов богини, а также космической борьбы между Трипурой и демонами-асурами.
Джняна-кханда, или раздел, посвященный спасительному знанию, состоит из 2163 шлок, разделенных на двадцать две адхьяи. Эта часть представляет эзотерические философские вопросы, проиллюстрированные меткими притчами и аллегориями, в недвойственной перспективе. Среди основных рассматриваемых тем — реальность чистого сознания, природа проявленного мира и качества, необходимые соискателю мокши.
Третий раздел, или Чарья-кханда, посвященный надлежащим правилам ритуального поведения, был утерян и, должно быть, состоял из около 3000 шлок. Его содержание, возможно, было похоже на содержание Парашурама-кальпа-сутр, в которых описываются секреты культа Трипуры, основанного на ритуале Шри-видья (буквально «знание [богини] Шри» или «благая мудрость»).
Ашрам Парашурамы традиционно располагается на горе Малайя в Южной Индии (несколько раз упоминается в «Махабхарате» и других произведениях), а начало Махатмья-кханды гласит, что Сумедха написал свой труд в городке Халасья (Мадурай).
Текст представляет собой диалог между мудрецом Нарадой и Харитаяной, а не между Шивой и Деви, как это обычно бывает в тантрических произведениях.
Он является дополнительным контекстом для представления диалога между Даттатрейей и Парашурамой, фоном для повествования серии второстепенных историй, следующих типичной пуранической схеме. Согласно традиции, гуру-парампара - это те, кто обладает тайной доктриной Трипуры, имеет божественное происхождение: сначала Шива открыл ее Вишну, а тот, в свою очередь, открыл ее Брахме. В мире людей мудрец Самварта передал его Даттатрейе, который здесь представлен как повелитель авадхут.
Самварта - буквально «свертывание», «разрушение». Шанкара упоминает Самварту в своем комментарии к Брахма-сутре (3.4.37). В данном тексте он прославляется как авадхута, напоминая об антиномическом поведении пашупатов, особенно на их авьякта-стадии духовного развития.
Другими важными фигурами, почитаемыми в парампаре, являются Дурваса, Агастья и Лопамудра.
Агастья, знаменитый риши, является автором нескольких ведийских гимнов (Риг Веда 1.166-191). Как и Васиштха, Агастья, как считается, был сыном Митры и Варуны от Урваши: их семя «выпало» при виде прекрасной Богини Зари, оплодотворив ее.
Лопамудра — спутница риши Агастьи, созданная из самых изящных частей различных животных. Глава 53 Махатмья-кханды прославляет Лопамудру, наделенную знанием Трипуры, известным как Трипури-видья.
Два текста, которые автор использует и перерабатывает, — это Деви-махатмья из Маркандейя-пураны и Лалита-махатмья или Лалитопахьяна из Брахманда-пураны.
Деви-махатмья вдохновила Махатмья-кханду Трипура-рахасьи, особенно в повествовании о космической борьбе между богиней и демоном Махишей.
Лалита-махатмья представляет собой отдельную работу, добавленную к Брахманда-пуране преданными Сант-сампрадайи, стремившимися поместить ее в состав авторитетного сборника.
Технический язык Трипура-рахасьи можно определить как "кашмирско-шиваитский", он является общим как для агам, так и для тантр. Существуют также дуалистические и шайва-сиддхантские интерпретации этих текстов с использованием одной и той же идиомы. В южной Индии такой технический язык, по-видимому, предшествовал кристаллизации богословия Спанды и Пратьябхиджни.
Шактийские культы Шри-видья существовали в южных регионах по меньшей мере с седьмого века, хотя их появление в письменной санскритской традиции датируется примерно девятым веком.
С другой стороны, связь южного шактизма с недвойственной традицией Шанкары и их взаимное влияние были особенно важны. Ведантизация шактизма в рамках шиваитской идиомы была достигнута с помощью таких текстов, как Саундарья-лахари, Прапанча-сара и Лалита-трисати-бхасья.
Между девятым и двенадцатым веками южане дистанцируются от кашмирского каулизма, чтобы отличить шривидью от морально подозрительного тантризма.
Шакта-недвойственность в широком смысле считается совместимой с адвайта-ведантой Шанкары. Была установлена связь между традицией Шри-видьи и южными ортодоксальными питхами Шанкары. Одним из путей, посредством которого Даттатрейя мог быть присвоен южным шактизмом, была Дашанами-сампрадайя Шанкары.
Возможно, благодаря ордену Сарасвати, сконцентрированному в матхе Шрингери, к которому, очевидно, принадлежал Нрисимха Сарасвати — основатель Датта-сампрадайи.
Хотя Махатмья-кханда изображает Даттатрейю так, что это напоминает рассказ из Маркандейя-пураны, он очищен и не имеет явного вамачарийского (путь левой руки) контекста Каула-Вамы.
Основное представление Даттатрейи в Трипура-рахасье таково: это его джняна-кханда, в которой Гуру-Бог воистину является джняна-мурти, главным учителем недвойственности.
В любом случае, связь Даттатрейи с поклонением Дэви является постоянной на протяжении всего раскрытия божества.
Элемент шактизма появляется в первой характеристике Датты в Маркандейя-пуране и ясно проявляется в литературе Маханубхавы и в его связи с шакти-питхами, такими как Махур.
Далее о нём свидетельствует Даттатрейя-упанишада.
Связь Даттатреи с Трипурой, безусловно, имеет южное происхождение: Бхаскарарайя в своем комментарии к восьмому стиху Трипура-упанишады упоминает Даттатрейю как одного из двенадцати мудрецов и полубогов, связанных с Шри-видья-мантрой.
Даттатрейя упоминается в Тиру-мантирам Тирумулара, величайшем изложении йоги в тамильской литературе и источнике философии шайва-сиддханты.
Культ Трипуры основан на двойной доктрине Шри-видьи и Шри-чакры, мантры и янтры, составляющих звуковое тело и графический символ Дэви.
Махатмья-кханда
Теперь перейдем к обзору тех мест в Махатмья-кханде, которые касаются Даттатрейи.
Главы 1 и 2 Махатмья-кханды представляют «автора» произведения, провидца Сумедху Харитаяну. Глава 3 представляет Парашураму, а глава 4 — его встречу с мудрецом Самвартой. Главы 5 и 6 представляют Гуру Даттатрейю. Главы с 7 по 9 рассказывают историю Трипуры Амбики, матери миров и верховной богини. Главы с 10 по 46 посвящены описанию основных форм или Шакти Трипуры и их деяний. Главы с 47 по 78 представляют собой повествование о Лалита-махатмье. В главах 79 и 80 Даттатрея отвечает Парашураме, развеивая его сомнения.
Глава 4 завершается рассказом о том, как Самварта советует искать помощи великого йогина Даттатрейи Парашураме, не понявшему учения Самварты относительно атмана и природы Трипуры. (Парашурама уже встречался с Даттатрейей во время погребальных обрядов Джамадагни. Ренука посоветовала Парашураме обратиться за помощью к Даттатрейе, если он когда-нибудь столкнется с трудностями).
Глава 5 повествует о том, как Парашурама, страдающий от отождествления с телом, направляется к горе Гандхамадана, (буквально «опьяняющая благоуханием», считается, что она расположена к югу от горы Кайласа и является одной из четырех гор, окружающих центр мир), где находится ашрам Даттатрейи.
В главе 6 Даттатрейя предстает перед Парашурамой в сиянии своего тантрического аспекта: окруженный йогами и прекрасно юный, он обнимает молодую женщину и держит перед собой кувшин с опьяняющим напитком.
Парашурама, считающий, что хорошее и плохое — всего лишь плод воображения, отказывается смущаться этим зрелищем.
Даттатрейя говорит о необходимости обуздания своих чувств, о ценности отрешения и выражает восхищение невозмутимостью Парашурамы в отношении к его противоречивому аспекту.
Парашурама отвечает, что учителя следует рассматривать как самого Шиву и путь Даттатрейи, каким бы хорошим или плохим он ни казался, теперь будет его собственным путём.
Парашурама объясняет причины, которые привели его сюда: утомленный сансарой, он желает найти прибежище у стоп Датты, чтобы обрести атма-джняну, подобно слону, ныряющему в прохладные воды Ганги в окружении горящего леса.
Известный образ, символизирующий достигнутое душой состояние свободы и безопасности. Ср. с Бхагавата-пураной (11.7.29), где восхваляется авадхута, идентифицированный как Даттатрея: «Среди людей, сожженных диким огнем желания и жадности, ты остаешься подобным слону, стоящему в прохладных водах священной Ганги, не опаляемому огнём».
Даттатрейя говорит ему, что это благородное желание является милостью Дэви и предлагает прослушать упадешу, в которой объясняет, что высший Шива (Парашива) есть не что иное, как Атман, пребывающий во всех существах. Именно благодаря силе собственной майи он скрыт.
В этом мире не существует и не может быть познано ничего кроме того, что проявляется явно: тот атман, который сияет во всем мире, есть Парашива. Атман, проявляющийся в бесконечных формах, тем не менее один и тот же, вечно сияющий своим великолепием. Только через познание Атмана (пратьябхиджняна) можно обрести знание, которое в конечном счете является милостью высшей Шакти, Трипуры. Именно для того, чтобы чтить ее преданностью, нужно быть внимательным к проявлениям ее величия.
В начале главы 7 Даттатрейя заявляет, что даже боги не знают, кто такая Богиня и где она обитает. Она выше Вед, Шастр и Тантр. Ее нельзя постичь обычными средствами познания или рассуждения. Ее можно понять только через опыт бытия, опыт «Я есть». Невозможно измерить океан ее величия и красоты.
Затем Даттатрейя рассказывает о некоторых великих делах, совершенных Трипурой и ее Шакти.
В последних двух главах, 79 и 80, Парашурама задает Даттатрейе несколько последних вопросов.
Он спрашивает, почему Агастья, великий знаток Вед и Шастр, не достиг видения Трипуры.
Даттатрея отвечает, что только дикша, данная авторитетным гуру, ведет к совершенной преданности, необходимой для практики культа Трипуры и достижения мокши. Тот, кто ограничивается изучением ведических текстов, игнорируя традицию Шакти, не заслуживает доступа к богине.
Даттатрейя называет Тантры той сущностью, которую мудрецы пожинают через пахтание океана всех писаний, произведенное самим Парамешварой, чтобы предложить спасение всем существам. Доступ к этим текстам могут иметь как дваждырожденные, так и шудры.
Агастья, который следовал исключительно ведийскому пути, смог достичь города богини только после того, как получил дикшу от своей невесты.
Далее Даттатрейя объясняет некоторые ритуалы, связанные с культом Трипуры: создание и освящение изображения Деви, благоприятное время для поклонения, посвященные ей праздники и так далее. Даттатрейя учит, как добиться благосклонности Деви, перечисляя плоды, которые будут достигнуты, сопоставляя их с грехами, накопленными теми, кто пренебрегает ее культом.
Гуру описывает церемонию подношения Шри-чакры (шри-чакра-дана-видхи), ее действенность и преимущества, получаемые теми, кто передает традицию Трипуры.
Махатмья-кханда заканчивается традиционной пхала-шрути, Даттатрейя торжественно заявляет, что все те, кто узнает о мифах, прославляющих богиню, почувствуют чувство чистой преданности, ведущее их к спасению.
Джняна-кханда
В двадцати двух адхьяйях Джняна-кханды Трипура-рахасьи диалог между Харитаяной и Нарадой составляет внешнее обрамление: Харитаяна, ученик Парашурамы, рассказывает, как он получил упадешу от своего учителя.
Он описывает духовную маргу самого Парашурамы, изображая отношения между последним и его Гуру Даттатрейей. В повествовании Джняна-кханды Нарада хранит молчание, а Харитаяна играет роль рассказчика.
Харитаяна повествует, как Парашураму, неспособного полностью понять учения, полученные им от Самварты, Даттатрейя инициирует в продвинутые стадии садханы: в конце концов, он получает посвящение в поклонение Трипуре, овладевая секретами ритуальной практики. Затем говорится, что Парашурама покидает Даттатрейю и удаляется на гору Махендра, посвящая себя поклонению Трипуре в течение двенадцати лет в полном одиночестве.
Осознавая пределы ритуального поклонения, лишенного освобождающего знания, он возвращается к Даттатрейе, который живёт на горе Гандхамадана, надеясь, что Гуру даст ему понимание эзотерической упадеши, первоначально переданной ему Самвартой. Этот вводный раздел охватывает первую адхьяйю и половину второй.
С этого момента Даттатрейя ведет диалог, приняв Парашураму в ученики.
Роль Даттатрейи как авторитетного толкователя недвойственного шактизма в Южной Индии, прекрасно переданная в историях Трипура-рахасьи, показывает ассимилирующую силу божества в сампрадайях и канонах. Сам Даттатрейя становится сагамой, особенным синтезом различных потоков индийских религиозных и философских традиций. Икона Даттатрейи демонстрирует способность впитывать в себя новые черты, начиная от социальной религии Варкари, сосредоточенной на бхакти, и заканчивая более частными ритуалами южного шактизма, основанными на мантрах, ради самотрансформации и саморазвития. Понимание Датты как верховного Гуру, Йогина и Аватары, постоянно присутствующего на субконтиненте, — это не просто мощная религиозная метафора.
Это факт, конкретно выраженный его присвоением различными религиозными движениями по всей Индии и за ее пределами: в Непале, в Тамилнаду, в Гуджарате и Махараштре, а также в Керале и Андхра-Прадеше.
После триумфальной виджайи Даттатрейи по всему субконтиненту можно осознать вездесущее присутствие божества и его интегративную природу как его отличительную черту на протяжении веков...."
https://teletype.in/@invazeon/M6hCFo2holX
Автор: Antonio Rigopoulos, 1998
Перевод: Инвазия , 15.07.2022
Комментариев нет:
Отправить комментарий