Еще в 1976 г. вышло ставшее знаменитым исследование «The Determinants of Earnings: Genetics, Family, and Other Environments; A Study of White Male Twins», в котором Пол Таубман профессор экономики University of Pennsylvania анализируя данные о «пути к успеху» близнецов продемонстрировал, что наследуемые факторы влияют на величину доходов на протяжении всей жизни. Таубман и его последователи объясняли, что дело в тут в интеллектуальных способностях и склонности к образованию (они наследуются генетически). Больше и лучше учишься – больше зарабатываешь на протяжении всей жизни, чем тем, кому с образованием и талантами генетически не повезло.
Но не только в образовании дело, могли бы сказать экономисты Хенрик Кронквист (University of Miami) и Стефан Сигел (University of Washington), авторы исследования «The genetics of investment biases» (2014 г), в котором утверждали, что генетические отличия объясняют до 45% разницы в поведении инвесторов. Причем, дело здесь не в том, что «правильная генетика», позволяет находить возможности каких-то сверхприбыльных инвестиций, а в том, что «генетика» позволяет избегать инвестиционных ошибок.
Конечно, эти исследования огорчали очень многих.
Во-первых, они намекали на предопределение судьбы– мол, как ты ни старайся – останешься бедным, потому что не повезло с генетикой (если совсем неполиткорректно – то с родителями).
Во-вторых, логично было предположить, что все усилия властей, направленные на поддержку бедных через образовательные программы, советы социальных работников и мотивационных ораторов – не то, чтобы совсем бессмысленны, но значительно менее эффективны, чем от них ожидалось. Не повезло тебе родиться умным, и тут ничего не поделать.
Не все так плохо, как бы утешал генетических неудачников норвежский экономист Андреас Фагеренг, автор исследования «Why Do Wealthy Parents Have Wealthy Children»? (Почему у богатых родителей богатые дети?).
Фагеренг и его соавторы изучали судьбы детей из Кореи, усыновленных в младенчестве норвежскими семьями – генетика тут была ни при чем, но социальный успех таких детей в самостоятельной жизни определялся тем, сколько сил и средств родители вложили в их образование и воспитание. Даже если гены подкачали, то «терпение и труд – все перетрут».
Нет, это все равно не работает, могли бы возразить биологи, авторы исследования «Genome-wide association study identifies 74 loci associated with educational attainment» (2016 г), изучившие данные 300 тысяч человек, и обнаружившие 74 участка ДНК, связанные с когнитивными способностями. Вывод ученых: 20% разницы в уровне образования людей объясняется генетикой.
В 2018 году вышло новое исследование «Gene discovery and polygenic prediction from a genome-wide association study of educational attainment in 1.1 million individuals» - в котором данные миллиона человек изучали биологи, генетики, экономисты, психологи и социологи.
Вывод такой - «качество» 10 генов Х-хромосомы, отвечающих за связи между нейронами, объясняет 7–10% различия в когнитивных способностях и 11–13% различия в уровне образования. Гены побеждают.
А если я буду очень стараться, мог бы спросить человек, которому «не повезло» с генами?
Само по себе это не плохо, но не поможет, мог бы ответить старший экономист ФРС Дэниел Барт, автор новейшего исследования «Genetic Endowments, Income Dynamics, and Wealth Accumulation Over the Lifecycle» (2022). Барт и его соавторы изучили генетический материал 18000 человек – сопоставили с данными об их карьере и доходах, и пришли к неутешительному выводу: даже если два человека с разными врожденными способностями к обучению получают одинаковое образование, доходы в течение жизни больше у того, у кого «образовательные гены» лучше.
И даже если вы за счет старания сможете «обогнать» в университете того, кто имеет генетическое преимущество, его доход все равно будет выше – благодаря таланту инвестировать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий