Бхайрава и жены мудрецов вознеслись в мир Вишну и Лакшми и предстали перед их храмовым чертогом. Однако стражи дворца, возглавляемые могучим брахманом-воителем Виваксеной, не признали в Бхайраве божество, да еще и дружественное Вишну, и отказались впустить Бхайраву и его спутниц внутрь. В следующий миг, взбешенный Бхайрава убил Виваксену на месте, после чего истребил всю охрану дворца Вишну и Лакшми. Вместе со своими спутницами Бхайрава ворвался во дворец и устроил в нем тотальный террор и вымогательство. Когда Бхайрава увидел Вишну и Лакшми, он сказал им, что весьма оскорблен таким неуважением к себе и таким зазнайством своего друга Вишну, поправшим дружбу и нарушившим священный закон гостеприимства.
Бешенство Бхайравы могло сжечь мир Вишну и Лакшми. Те пытались утихомирить Бхайраву, принеся свои извинения и предлагая любой дар на выбор. Гость заявил, что он жаждет крови. Вишну и Лакшми принесли в жертву Бхайраве кровь всех животных, которые жили вокруг дворца. Но вся эта кровь покрыла лишь донышко капалы Бхайравы. Чтобы удовлетворить гостя, Вишну устроил несколько войн, и поднес Бхайраве всю кровь павших в боях. Но капала Бхайравы не наполнилась даже на четверть. Ситуация накаляется до предела. Вишну, чтобы любой ценой избежать выплеска смертоносного гнева Бхайравы, надрезает себе лоб и сливает свою кровь в капалу. Когда капала наполняется до половины, Бхайрава выпивает всю кровь, успокаивается и прощает Вишну и Лакшми.
После успешного завершения миссии похода, Бхайрава и жены мудрецов возвращаются в лес гималайских кедров. Уходя из мира Лакшми и Вишну, Бхайрава прихватывает с собой в мир людей труп Виваксены. Увидев этот труп и узнав, что Бхайрава собирается вместе с ними и с их женами употребить мясо Виваксены в пищу, вместе с алкоголем и другими интоксикантами, риши крайне удивились и перепугались. Но Бхайрава объяснил им, что существуют радикальные духовные учения и практики, которые одухотворяют такую пищу и питье, а пища и питье, в свою очередь, одухотворят адептов и приблизят их к обожествлению. Бхайрава передал мудрецам и их женам эти доктрины и методы, после чего научил адептов технологии изготавлений чаш, горнов и других ритуальных предметов из костей, кожи и волос мертвецов.
Мудрецы потеряли всякий смысл выполнения своей предыдущей аскезы и ритуалов и так освободились от ограничений, связывающих их. Оторвав голову бога-творца, убив и съев охранника в доме бога-поддержателя, Бхайрава прорвался сквозь все оковы и ограничения, как официозной Дхармы, так и адхармы. После этого Капалабхайрава обманул своих врагов и карму, совершил множество подвигов и обрел высочайший духовный триумф. Он продемонстрировал мощь и принципы трансгрессивной Дхармы мира, называемого профанами «преступным».
Повстанческий анархизм Бхайравы является неукротимым проявлением Его безграничной божественной свободы и необусловленности. Его святость так сильна и запредельна, что достигает точки перехода в противоположность. Оттого она и воспринимается ограниченными умами как нечестивое поведение и кощунство. Бхайрава является носителем своего особого духовного закона, воспринимаемого профанами как чудовищное беззаконие. Философы-мистики, такие как великий Абхинавагупта (X-XI вв.), который произвел замечательный синтез индуистской культуры, отождествляли себя с высшим Бхайравой посредством тантрической практики, включающей в себя нарушение брахманистских норм.
Не стоит думать, что Бхайрава всегда поощряет любые убийства, террор и рэкет. Этот миф не может быть взят на вооружение какими-либо современными государственниками, для оправдания поведения своего государства, или исламскими радикалами. Данный миф повествует о повстанческом, бунтарском, антисистемном проявлении дхармы именно Бхайравы. И, как говорит древнеримская пословица, «что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». Бык - не быкуй, прикрывшись дхармой Бхайравы, к которой ты не имеешь отношения. Тот, кто не живет дхармой Бхайравы, не медитирует на соответствующие мантры, не придерживается мировоззрения древних мастеров, почитавших Бхайраву, не должен на нее ссылаться для оправдания своего поведения, или поведения своего небхайравайтского хозяина, господина, являющегося профаном-сансарином.
Стелла Крамриш, искусствовед, автор нескольких книг по индийской культуре, говорит: «Не существует ни адекватных противоречий, ни образных аналогов, достаточных для того, чтобы передать тотальную, потрясающую тайну Бхайравы. Осознания противоречивых качеств Божественности были собраны в интенсивно содержательный миф и выражены в разнообразных формах, в бронзе и камне».
Замечательный исследователь культа Бхайравы, Элизабет Шалье-Висувалингам пишет в одной из своих работ: «Смесь красоты и ужаса в шиваизме, конечно, взаимосвязана с примирением жизни и смерти. Это было тем смешением противоречивых ценностей, которое обеспечило соединение двух взаимодополняющих течений в рамках индуистского общества: а) путь радикальных брахманов, увидевших высшую Истину в нарушении основ брахманической ортодоксии; и б) путь аутсайдеров (включающих в себя даже неиндуистов), которые, согласились следовать моделям, предписанным брахманическими книгами законов, однако решили делать это на свой манер».
Э. Шалье-Висувалингам признает, что «по причине своей трансгрессивной сущности и дикого характера, через своих еретических, отверженных, даже криминальных адептов, Бхайрава послужил орудием в индуизации местных пасторальных и языческих божеств, которые постепенно стали идентифицироваться с тем или иным аспектом его различных форм... Как результат, часто у Бхайравы есть две жены, официальная происходит из оседлой сельскохозяйственной или торговой культуры высших каст, а неофициальная происходит из охотничьего или собирательного племенного сообщества и сохраняет все ее дикие атрибуты».
Что случилось с Бхайравой после возвращения из мира Вишну и Лакшми? Миф повествует о том, что спустя какое-то время, Бхайрава оказался в окрестностях священного города Варанаси (Бенарес, Каши), расположенного на берегу Ганги. Голова Брахмы отпала от руки Бхайравы, и тот понял, что его проблема решена.
Место, где Бхайрава расстался с головой Брахмы, люди называют Капал Мочан. Оно до сих пор почитается индуистами. С точки зрения профанов, прощенный на Капал Мочане, а на деле – с благословления Божественности успешно прошедший преступный духовный путь, криминальный Бог Бхайрава был коронован во владыки Варанаси, города трансгрессивных путей, смерти и окончательного освобождения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий