Силы Фрейи
Хотя Фрейя, также известная как Фрейя, Фрейя, Фрёя или Фройя, наиболее известна как богиня любви , она также наблюдала за плодородием , битвами и смертью. Мифология, связанная с ней, подчеркивает ее роль во всем, что связано с сексуальностью. Однако она, кажется, была полностью исключена из деторождения, аспект плодородия, который был в пределах компетенции других богинь той же природы.
Женщины Одина — богини, которых игнорируют, забывают и отрицают, Вальхалла
Скади, скандинавская «великанша» с божественной вендеттой
Из-за ее связи с самыми истоками жизни она, вероятно, играла важную роль в ранней скандинавской религии. Одной из ее самых влиятельных ролей была возможность выбрать половину всех героев, погибших в бою, чтобы взять их в свой великий зал в Фолквангаре (что переводится как «поле людей»). Другая половина была бы выбрана Одином , который затем отвезет их в Валгаллу. Что касается выбора бога, то, похоже, это зависело от социального статуса мертвого героя.
Атрибуты Фрейи в скандинавской культуре
Было много атрибутов и вещей, связанных с Фрейей. Она считала свиней священными для себя, ездила верхом на вепре и управляла колесницей, запряженной кошками. Говорят также, что у нее было пальто, плащ или платье из соколиных перьев. Фрейя также была связана с колдовством, и в некоторых мифах записано, что она обучала этой практике скандинавских богов асов .
Доказательства существования кабана исходят из Hyndluljóð , древнескандинавской поэмы, в которой животное названо Hildisvíni. Говорят, что у ее брата Фрейра также был кабан по кличке Гуллинборсти. HR Эллис Дэвидсон также связывает Фрейю с лошадьми и утверждает, что они были особенно связаны с богиней и содержались в ее святых местах.
У нее также было ожерелье под названием Брисингамен, связанное с историей, связанной с озорным богом Локи . Ожерелье, по-видимому, приписывалось Фрейе в 13 и 14 веках в поздних древнескандинавских источниках. Говорят, что название переводится как «ожерелье Брисингов», однако его значение неясно. Норвежское слово brisa означает «святыня», и некоторые считают, что название ожерелья связано с этим. Другие думают, что это может быть связано со словами Brosinga mene из поэмы « Беовульф».
Фрейя также была известна под четырьмя другими прозвищами — Мардёлль , Хёрн , Гефн и Сыр. Имя Sýr иногда переводится как «сеять», но также может означать «защищать» или «защищать», в то время как имя Hörn, скорее всего, происходит от древнескандинавского Horr, что переводится как «лен». Связью здесь может быть тот факт, что в скандинавской культуре лен был важным продуктом, который, как полагали, предотвращал зло и обеспечивал плодородие. Производство льна было женской ролью и в значительной степени ассоциировалось со свадьбами, потому что лен использовался для изготовления свадебных платьев. Между тем, Gefn переводится как «дающий» на древнескандинавском языке. Ссылки на обязанности Фрейи здесь очевидны; она приносит жизнь и любовь.
Генеалогическое древо Фрейи и боги ванов
Фрейя принадлежала к семье ванских богов, которые следили за большинством вещей, связанных с плодородием. Говорят, что у нее был брат-близнец (Фрейре), который следил за сбором урожая. Ее отцом был Ньёрд (древнескандинавский: Njörðr), бог моря, который наблюдал за морем, ветром и богатством. Говорят, что Ньёрд проживал в Ноатуне, который находился рядом с морем. Фрейре, ее брат-близнец, также родился в племени ванов, однако в конечном итоге он живет в королевстве Альвхейм, подаренном ему асами.
Есть некоторые разногласия по поводу того, кем была ее мать. В некоторых записях говорится, что она могла быть неизвестной сестрой Ньёрда. Другие говорят, что ее матерью была Нертус, скандинавская версия олицетворения Матери-Земли. Некоторые говорят, что ее мать была дочерью и женой Ньёрда, великана Скади.
Фрейя родилась в ветви богов ванов, которые жили в царстве, известном как Ванахейм. Однако существует миф, в котором подробно описывается ее переход к другому племени богов, известному как асы, к которым принадлежали Тор и Один. После этого перехода она жила в Асгарде, скандинавском эквиваленте греческой горы Олимп, вместе со своим мужем Ódr (древнескандинавский: Óðr ). Как и в случае с ее матерью, в источниках существуют разногласия по поводу того, кем был ее муж, и его потенциальных связей с Одином. Некоторые утверждали, что Фрейя была идентична жене Одина Фигг, и эти двое часто интерпретировались как один и тот же человек. Некоторые источники полностью отбрасывают Одра и вместо этого записывают Фрейра (ее брата) как мужа Фрейи. Однако исландец Снорри Стурлусон (1179–1241), составивший наиболее полную запись скандинавской мифологии , называет Одра ее мужем.
Говорят, что у Фрейи и Одра было две дочери по именам Хносс и Герсеми, оба из которых означают сокровище. Их всегда называют только дочерьми Фрейи, и больше ничего об их жизни не записано. Несмотря на это, тот факт, что их имена связаны с сокровищами, можно рассматривать как связь с репутацией Фрейи как приза, который нужно выиграть или потребовать во многих мифах, связанных с ней. Это также связано с мифом, в котором Фрейя плакала золотыми слезами.
Фрейя и искусство магии сейдра
Существует множество мифов, связанных с упоминанием Фрейи в древнескандинавских источниках. Есть несколько историй, рассказывающих о том, как Фрейя путешествовала по миру в поисках своего потерянного мужа и плакала золотыми слезами. Этот миф, кажется, возник еще в 10 веке.
Другой миф повествует о ее переходе из племени асов в племя богов ванов. Это произошло из-за войны асов и ванов, которая разразилась из-за враждебности и принципиальных различий между асами и ванами с точки зрения их культуры. Когда они в конце концов пришли к соглашению, Фрейю, ее брата Фрейра и ее отца отправили к асам в качестве залога.
Эти трое в конце концов были приняты асами как одни из них, и Фрейя вскоре научила асов-богов способам сейдра , названию разновидности древней скандинавской магии. Фрейя также была одной из вёльв, провидиц, входивших в группу женщин-провидиц или шаманов. Они практиковали магию сейдр , которая была наиболее организованной формой магии в скандинавском мире. В скандинавских мифах говорится, что Фрейя первой представила это искусство богам, а затем и человечеству.
Искусство сейдра включало в себя использование магии, чтобы понять ход судьбы, а затем работу в сочетании с ней, чтобы вызвать изменения. Те, кто практиковал сейдр, пытались вплести в жизнь новые события. Эту силу можно было использовать так, как только мог вообразить провидец. Это может быть сделано для того, чтобы вызвать негативные последствия, такие как болезнь или неудача , или даже для причинения боли и травм. Его также можно использовать в положительных целях, например, для лечения болезней, привлечения удачи, победы в битве или поиска спрятанных предметов. В скандинавские времена эти люди путешествовали по земле, совершая заказные магические действия в обмен на что-либо, от еды до жилья. Как и у многих людей, которые практиковали магию на протяжении всей истории, социальный статус провидицы или волшебницы был неоднозначным. Одни боялись Фрейи за ее способности, другие жаждали ее.
Доказательства того, что Фрейя принесла это искусство богам, можно найти в «Саге об Инглингах» , произведении, написанном исландским поэтом и историком Снорри Стурлусоном в 1225 году, а также в свидетельствах, найденных в «Эддах», двух средневековых исландских литературных произведениях. Кроме того, тема судьбы широко представлена в большей части скандинавской мифологии .
Дальнейшие мифы о Фрейе
В одном из эддических стихотворений Локи обвиняет Фрейю в том, что она спит со всеми богами и эльфами, включая ее семью! Другой миф также связан с Локи и ожерельем Фрейи Брисингамен. Многие литературные источники не упоминают эту историю в деталях, а просто называют Локи вором Брисингамена. Те, в которых упоминается участие Локи, остаются лишь фрагментарными, поэтому всеобъемлющая история была потеряна для времени. В других источниках Хеймдалль и Локи сражаются за ожерелье под видом тюленей! Есть также источники, в которых Хеймдалль описывается как принесший ожерелье. В другой сказке, связанной с ожерельем, говорится, что Фрейя переспала с четырьмя гномами, чтобы вернуть ожерелье.
Во многих мифах она предстает как объект вожделения. В одной конкретной сказке она используется в качестве козыря гигантом Трюмом, который заявляет, что вернет молот, украденный у Тора, только в том случае, если он получит Фрейю себе. Таким образом, Фрейя фигурирует во многих историях из скандинавской мифологии — поскольку «цена» вещей и многие мифы подкрепляют идею о том, что Фрейю можно было свободно использовать в качестве оплаты.
Есть также ряд мифов, связанных с Фрейей и великанами. Например, в одном мифе описывается, как великан предложил возвести стены вокруг Асгарда. Платой за работу, которую он просил, была Фрейя, солнце и луна. В другой сказке великан по имени Хрунгнир угрожал переместить Валгаллу в Йотунхеймен (царство великанов), потопить Асгард (царство богов) и убить всех богов, кроме Фрейи и Сиф , которых он хотел забрать домой.
Сходства между Фрейей и Фригг
Согласно сохранившимся древнескандинавским литературным источникам, Фрейя и Фригг (жена Одина) представлены как номинально разные богини. Тем не менее, между ними есть сходство, о котором стоит упомянуть. Дэниел Маккой утверждал, что эти различия можно объяснить тем, что, когда Исландия и Скандинавия были обращены в христианство, норвежцы находились в процессе разделения двух женщин от одной общей германской богини на две отдельные сущности, Фригг и Фрейю.
Маккой утверждает, что первоначальная богиня, ставшая Фрейей, была женой бога, который в конечном итоге стал Одином. Есть еще одно свидетельство в именах, данных этим богам. Говорят, что мужа Фрейи зовут Ор (Эр, современный перевод: Одр), что почти идентично Одину (древнескандинавское: Один). Добавленное окончание (-inn) является определенным артиклем мужского рода. Óðr сам по себе означает «экстаз, вдохновение».
Эр как персонаж древнескандинавской мифологии упоминается редко. В Эддах есть один раздел, описывающий его личность и деяния. В этом отрывке говорится, что он часто уезжает в путешествия и что изза этого Фрейя плачет золотыми слезами.
Наследие Фрейи, скандинавской богини любви
Хотя культа Фрейи, похоже, не существовало, в Швеции и Норвегии есть много мест, которые, по мнению многих, связаны с ее именем. Примеры включают Фройхов (от Фрейюхоф, «храм Фрейи») и Фруви (от Фрейюве, «святыня Фрейи»). Такие примеры демонстрируют ясное признание влияния Фрейи на жизнь.
Хотя сегодня Фрейю помнят как скандинавскую богиню любви, очевидно, что она была гораздо более сложной. Тот факт, что она фигурирует во многих сохранившихся скандинавских мифах, демонстрирует ее преобладание в ранней скандинавской религии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий