Имя «Кали» может быть переведено как «Черная», «Огромная», «Владычица времени». Кали является изначальной, величайшей Богиней совершенства, свободы, мудрости, борьбы и смерти, грозных стихий природы. В силу своей парадоксальной амбивалентности, Она является таковой как для радикальных мистиков, так и для охотников, революционеров, правителей, воинов, воров, разбойников и аферистов. Священные мифы культа Кали изобилуют эзотерическими, преступными и боевыми сюжетами.
В большинстве традиций Кали изображается черной, цвета вселенского пространства. Точно так же, как тьма космоса содержит в себе весь космический свет в виде звезд, пульсаров и квазаров, Кали содержит в себе все. По сути, будучи верховной божественной энергией бытия, Она порождает все бытие, и все в бытии. Облик Кали одновременно эротичен и ужасен, он воплощает в себе единство эроса и танатоса, являющегося органическим свойством природы. Будучи Матерью всех Богинь, Кали является наиболее почитаемым и важным божеством в большинстве тантрических традиций, включая традиции каулические. В Шактисамгама тантре говорится: «Все Богини, в том числе и махавидйи, сиддхивидйи, видйи и упавидйи – являются различными проявлениями Кали».
Вид Кали ужасен. Она обнажена и подобна горе из сурьмы. У Нее три глаза. В медитации Кали следует представлять с растрепанными волосами, с гирляндой свежеотрубленных человеческих голов. У Нее четыре руки.
В верхней левой руке Кали держит меч, только что окропленный кровью отсеченной головы, которую Она держит в нижней левой руке. Верхняя правая рука сложена в жесте неустрашимости, а нижняя правая – в жесте дарования милостей. Цвет лица Ее синеватый и лицо сияет как темное облако. Кали полностью обнажена, и тело Ее сверкает кровью, струящейся из гирлянды отрубленных голов вокруг Ее шеи. В ушах у Нее серьги из трупов. Клыки Ее чудовищны, а лицо выражает ярость. Груди Ее пышны и круглы. Кали носит пояс из отсеченных человеческих рук. Кровь струится из уголков Ее рта, придавая блеск Ее лицу. Кали издает ужасный вой, пронзительные вопли и жуткий хохот.
Она живет на местах сожжений трупов, где Ее окружают воющие шакалы. Кали стоит на груди Шивы, покоящегося в позиции трупа. Она желает сексуального союза с Махакалабхайравой. Выражение Ее лица довольное.
Кали обладает чашей, сделанной из человеческого черепа, и наполненной алкогольным напитком. Она пьяна, пожирает мясо и улыбается. Так великая богиня описывается в традиции Дакшинакали (дарующая и принимающая дары богиня), Гухйакали (таинственная пещерная Богиня) и Шмашанакали (Богиня мест кремации трупов).
Древний текст Калингаттупарани описывает сакральный храмовый чертог Богини Кали, воздвигнутый в безжизненной пустыне из голов и костей врагов, убитых в сражениях. При строительстве храма, вместо цемента использовали кровь. Стропилами крыши служат бивни убитых слонов. Стены храмового чертога Кали украшены кровоточащей плотью живых существ, отрубленными головами принесенных в жертву павлинов и людей. Во время уборки храм очищают не водой, а кровью. В жертву Богине подносится мясо живых существ. Роль светильника в храме Кали играет огонь, пожирающий мертвецов. Чтобы почтить Кали, в храм приходят вооруженные Йогини и приносят в дар Великой Богине головы врагов и головы жертв их охоты.
Некоторые воины приносят в жертву Кали собственные головы. Храм полон крови и мертвой плоти, стервятников и шакалов. В своем храмовом чертоге Великая Кали восседает на ложе из пяти привидений, а спит – на ложе из мертвой плоти. Она смеется и пляшет, как безумная, пребывая в местах сражений, и обитая в местах сожжений трупов. Ваханами (средствами передвижения) Богини Кали являются сова, лев, тигр, спрут и зомби.
Как я уже упоминал, корни архетипа Кали уходят в палеолит, а самые ранние упоминания о Богине по имени Кали — относятся к средневековому периоду (около 600-го года н.э.) Тексты этого периода повествуют об успехе Кали в войне и победе над врагами. Ее просят подавить, сломить, убить, сжечь врага, о чем свидетельствует, в частности, Агни пурана.
В бенгальских поэмах Кали воспевается как Богиня, наделяющая мистиков волшебными обожествляющими дарами, наделяющая воров магическими способностями, помогающая им в охоте на сансарическую систему. Бхагавата пурана описывает Ее как Мать воров и жуликов, наставляющая их в воровском законе, который входит в Ее Дхарму. Этот священный текст рассказывает о том, что Кали, в частности, покровительствовала одной дружине вольных воинов до тех пор, пока ее атаману не пришло в голову принести в жертву Богине одного святого мистика. Это было нарушением Дхармы. В гневе Кали явилась на место намечающегося жертвоприношения, и убила атамана, вместе со всей его дружиной. Затем Она вместе со свитой ужасных божеств обезглавила трупы, выпила их кровь, съела мясо и, играя с останками, разбросала повсюду черепа и кости.
Кали поддерживает мистиков, идущих радикальными тропами. В том числе и священных воинов, а также духовных охотников, крадущих у сансары ресурсы. Она поддерживает гроссмейстеров, побеждающих сансарическую систему силой интеллекта и изощренных технологий. Она является Матерью как вооруженных до зубов повстанческих каул-дакойтов, для осуществления своих задач, старающихся по возможности не убивать представителей сансарической системы, а убеждать их пойти навстречу, так и убийц-тагов, чья мистическая практика была основана на жертвоприношениях и отчуждении имущества в пользу их культа. Богиню Кали почитают канджары, чей духовный путь включает в себя похищения с целью выкупа, отчуждение собственности у системы и контроль над рекреационным эротическим сервисом. Ее чтят бродяги из кочевой касты панджаро, чей путь к обожествлению включает в себя ритуальное похищение скота из хозяйства профанов. С развитием железных дорог появилась каста бхампта, избравшая своей культовой профессией отчуждение от профанов собственности на железных дорогах, почитающая Богиню как Мать-прародительницу.
К числу каст, почитающих Кали и практикующих наиболее радикальные варианты выполнения Дхармы, относится североиндийская каста Барвар, бойцы которой издревле славились своими боевыми искусствами.
Первоначально Кали была связана с дикой первозданной природой, затем – с периферией индийского общества. Как с периферией религиозной, в лице тайных мистических учений, к которым принадлежали величайшие святые и мыслители — так и периферией социальной и географической. Поскольку этой Богине также поклонялись так называемые преступники и свободные племена, жившие в диких местах.
Впоследствии, Кали стали почитать цари с их воинскими дружинами.
Кали и Рудра-Бхайрава, идеально подходят друг другу как муж и жена, в силу их природы. Когда о Кали хотят сказать, как о жене Бхайравы, практикующей вместе с ним единый путь, Ее называют Бхайрави, и изображают либо черной, либо красной, либо золотой. Она может быть разрушительной в таких своих проявлениях как Калагнираудри (Каларатри), уничтожающая сансару в умах и сердцах адептов и уничтожающая вселенную огнем Калагни. Она может быть прекрасной, соблазняющей и фертильной, и тогда Ее величают Камешвари. Вишвасара тантра именует Ее Парамешвари (Владычица мироздания). Как Сакаласиддхибхайрави Она наделяет адептов всеми силами и совершенствами, а как Чайтаньябхайрави Она дарует пробуждение, на что указывает Тантрасара.
Согласно тексту Девимахатмйа, в аспекте воительницы Кали проявилась в этом мире на поля боя. Она вышла из третьего глаза Дурги, богини победы, и, разорвав демонов Чанду и Мунду когтями, пожрала их, присвоив их силу. С тех пор Кали зовут Чамунда. Затем Кали убила демона Рактабиджу (Кровавое семя). Из каждой капли крови, вытекающей и тела раненого Рактабиджи, рождался демон-клон. Таким образом, чем больше ранений получала армия Рактабиджи, тем больше она увеличивалась. Кали выпила всю кровь Рактабиджи и его клонов, и пожрала их.
После победы над демонами Шумбхой и Нишубхой Кали, вместе со своими ужасными соратниками, поселяется в лесу. Их буйный образ жизни терроризирует всю округу. Это отвлекает от духовной практики одного адепта пути Шивы. Адепт просит Махадэву повлиять на Кали так, чтобы Она покинула лес. Кали не хочет исполнить просьбу Шивы. Она возмущена, Она угрожает ему и велит убраться «с Ее территории». Тогда Шива предлагает Кали: «давай покажем друг другу как мы танцуем тандаву (танец смерти). Победителю достается лес, проигравший – покидает лес. Кали принимает вызов, но в этот раз удача оказывается на стороне Шивы. Богиня следует данному Шиве слову и уходит. В Линга пуране описывается, как Шива призывает свою супругу Парвати сразить демона Даруку, так как уничтожить его может только существо женского пола. Парвати входит в тело Шивы, и, преобразившись ядом, накопившимся в его горле, выходит из Шивы как Кали. Она побеждает Даруку, но, опьянев от ярости, не может остановиться, и сокрушает все вокруг. Лишь только Шиве удается успокоить свою жену, и тем самым спасти миры от уничтожения.
Весь облик Богини говорит об Ее запредельной, первобытной природе и радикальном нонконформистском характере. Невзирая на то, что Кали замужем за Шивой, Она отказывается носить свои волосы расчесанными на прямой пробор, как подобает в благопристойном кастовом индуистском обществе замужней женщине. Распущенные волосы – это символ отказа сковывать себя внешними конвенциями, внешней моралью и ортодоксальной благопристойностью. Это неукротимость проявления высшей мудрости, любовной страсти и ярости битвы. Это хаос конца мироздания, пламя вселенской кремации – махапралайи. Исследователь Джеффри Крипал пришел к выводу о том, что высунутый язык Кали имеет два основных значения: сексуальное удовлетворение и поглощение как запретного социумом, так и «нечистого» с точки зрения массовой религии. Кали наслаждается всеми вкусами мира. Она учит принимать природу мира во всех его аспектах, вкушать мир во всех его проявлениях, как в самых прекрасных и прославляемых, так и в самых отвратительных и запретных для профанов, чтобы обнаружить в его основе единство и святость – саму великую Богиню.
Существует много форм Кали, почитание которых выражается в следовании их учениям и в практике их методов самосовершенствования. Среди этих форм Махакали, Адйакали, Санкаршиникали, Шмашанакали, Дакшинакали, Гухйакали, Сиддхикали, Бхадракали, Угракали.
Одним из наиболее распространенных культов великой Богини является культ Дакшинакали – грозной Богини, наделяющей дарами и принимающей дары, включая кровавые жертвы. Канадский исследователь Дэвид Кинсли в одном из своих трудов говорит: «Кали воплощает свободу, в особенности свободу от общественных норм (профанического социума). Она живет за границами заурядного общества. Она предпочитает места кремации, то есть места, которые обычно избегают обычные члены общества. Она живет в лесах, среди людей природы. Ее распущенные волосы и нагота говорят о том, что Она совершенно бесконтрольна, полностью свободна от социальных и этических обязанностей и ожиданий. По той же причине Она аутсайдер, за пределами условностей. Ей поклоняются преступники и изгои... И возможно, именно потому, что Кали – изгой, разрушитель границ и социальных моделей, Она сильна и полна энергии».
Дакшинакали четырехрука и трехглаза. Она стоит на покоящемся Шиве. Ладонь одной из Ее рук сложена в абхайа мудре (мудре бесстрашия), что символизирует защиту адептов. Ладонь другой Ее руки сложена в варада мудре (мудре даяния), что символизирует наделение адептов необходимыми для них дарами. Природа Дакшинакали такова, что Она устрашила даже Йаму – бога мертвых, чье царство находится на юге, направлении света, именуемом на санскрите «дакшина».
Черный цвет Кали символизирует превосхождение ею всех форм и дихотомий, пустоту и полноту одновременно. Черный цвет выражает и полноту, так как в него поглощены все существующие цвета (вишвагуна), а также полное отсутствие какого-либо цвета или качества (ниргуна). Кали имеет неописуемую природу Бхайравы, которая подобна черноте небытия. Однако при этом, Она проявляется как вся вселенная, и Ее черное тело – это космическое пространство, а также все, что в нем находится и происходит. В Маханирвана Тантре сказано: «Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа». Помимо всего этого, черный цвет – это белый свет такой невообразимой яркости, что сияние этого света выходит за свои рамки и переходит в зияние тьмы.
Нагота Кали символизирует обнаженность Реальности и Ее предельную естественность. Все, что говорится о черноте и обнаженности тела Кали, относится к обнаженности и черноте тела Ее божественного супруга – Калабхайравы.
Четыре руки Кали символизируют четыре уровня практики Дхармы: внешний, внутренний, тайный и таковой. Также они символизируют четыре эпохи: золотой век, серебряный век, бронзовый век и железный век – ход колеса времени. Помимо этого, четыре руки Богини символизируют еще и четыре стороны света: север, восток, юг и запад. Куда бы ни отправился адепт – он везде будет иметь удачу, защиту и покровительство от Кали.
Три глаза Кали олицетворяют несколько триад: субъект, объект и восприятие; различающее видение, интегрирующее видение и зеркало-подобное видение; прошлое, настоящее и будущее; сознание, энергия и форма.
Острый окровавленный меч символизирует ясность пробужденного видения, мастерство применяемых методов и освобождение от оков сансары. Меч разрушает невежество, сомнения и двойственность. Отрубленная голова символизирует победу адепта над его ограничениями, над узостью профанического сознания, над ограничивающими адепта эго и физической формой. Кровь, вытекающая из головы, символизирует материальный мир, а сама голова обозначает силу иллюзии сансары, майю. Адепт освободился от нее, теперь он сам – Великая Богиня, единая с Великим Богом. Череп уже не темница, но материал для чаши. А этот мир для адепта – не сводящая с ума ядовитая кровь сансары, но опьяняющее и веселящее вино игры блаженного самовыражения.
Набедренная повязка из отрубленных рук, привязанных к поясу Кали, символизирует как свободу от кармы, так и победу над врагами. Кали — Владычица кармы, от кармы свободная. Таковыми владыками могут стать ее дети, достигающие успеха в самообожествлении.
Гирлянда из отрубленных голов и черепов символизирует 50 фонем алфавита, каждая из которых олицетворяет один из основных элементов мироздания. Считается, что вселенная представляет собой музыкальный узор мантры, включающей в себя 50 звуков. Также черепа и головы гирлянды символизируют цепочку перерождений из жизни в жизнь, из тела в тело. Для обычного человека выход за пределы цепочки перерождений практически невозможен. Он возможен для тех, кто является родичем Богини.
Кали сидит, стоит или танцует на покоящемся Шиве. Шива здесь символизирует как принцип Божественности, так и трансцендентность, подобную небытию (ничто). Кали здесь символизирует силу принципа Божественности, а также – тотальную имманентность, являющуюся бытием всего. Помимо этого, пребывание Кали над Шивой символизирует духовную практику, при которой адепт в медитации растворяет вселенную в бездне своей божественной природы, начиная с самого грубого элемента «земля», вплоть до самого тонкого элемента.
В Джайадратхайамала тантре описывается форма Вирйакали. Она олицетворяет исконную вибрацию бездны сознания. Вирйакали шестилика, двенадцатирука, Ее волосы – пламя. Она черная, истощенная, украшена отрубленными головами и конечностями различных божеств. В руках Она держит меч, отсеченную голову, трезубец-кхатвангу, чашу-капалу, кровоточащее сердце, петлю, стрекало, щит, ваджру (молнию), колокольчик, барабан дамару, нож и шкуру слона. Она сидит на плечах Калагнирудры, Бога уничтожения мироздания. Тело Калагнирудры красно-черное, что символизирует апану (выдох) и прану (вдох).
Сиддхикали обнажена, Ее волосы распущены, Ее тело имеет цвет голубого лотоса. Она держит в правой руке меч, касающийся Луны над Ее головой. Тело Сиддхикали переполнено нектаром, истекающим из Луны. Она украшена короной из драгоценных камней, Ее серьгами являются Солнце и Луна, Она пьет кровь из черепа, который держит в левой руке.
Шмашанакали черна, как гора черной мази. Она всегда пьяна и всегда обнажена, живет на шмашанах и выглядит устрашающе. Шмашанакали красноглаза, Ее волосы растрепаны, Ее тело худощавое. Улыбаясь, в правой руке Она держит череп, наполненный вином, в левой руке – свежеотрубленную голову, и постоянно жует сырое и недожаренное мясо мертвецов. Адепты почитают Ее на шмашане, будучи обнаженными и отважными.
Жилище Кали находится в месте сожжения трупов – на шмашане. То есть Кали обитает там, где происходит трансформация и исчезновение форм, страхов, надежд и страстей. Внешнее жилище Кали – грубый шмашан физического мира. Внутреннее жилище Кали – шмашан сердца адепта, где в пламени Божественности, мудрости, любви, творчества и подвижничества растворяются все недостатки и ограничения, и обретается Божественность. Богиня Кали является не только Богиней хаоса, смерти, войны и грозных стихий. Она также является Камакхьей – Богиней любви и сексуального желания. Перевод некоторых Ее эпитетов звучит как «Та, кто проявляется как сексуальное вожделение», «Проявившаяся в форме йони», «Любящая лингам», «Та, кому поклоняются возлиянием семени». Йогини тантра утверждает: «Кали — Мать всех миров, так утверждается во всех писаниях». Как говорит Дэвид Кинсли, «Кали сексуально прожорлива и потому опасна». Образ Кали одновременно и эротичен, и смертоносен, красив и ужасен. Она выглядит одновременно божественной и звероподобной, мудрой и дикой. Облик Кали отражает Ее парадоксальную натуру, Ее Дхарму, Ее духовный путь и цель этого пути: обретение неограниченной и всеаспектной Божественности.
Роль Кали в тантризме невозможно переоценить. В кашмирских, ассамских и бенгальских тантрических текстах, включая труды великого Абхинавагупты, богиня Кали занимает почетное место. Камакхйа Тантра, Йогини Тантра, Камада Тантра, Маханирвана Тантра, Нируттара Тантра, а также множество других священных текстов, провозглашают Кали самой величайшей из богинь, самой божественностью. Пиччхила Тантра называет мантру Кали величайшей из мантр. Нирвана Тантра заявляет, что Брахма, Вишну и Шива появляются из Кали, словно воздушные пузырьки из воды моря. В Камакхйа Тантре говорится: «Из Нее возникает весь этот мир, со всем, что движется и неподвижно и затем снова растворяется в Ней. Ее энергия безгранична; Она есть океан милосердия; в Ней пребывает освобождение; Она – Повелительница мира, наполненная вечным блаженством».
Почему адепты разных тантрических направлений так почитали Кали?
Во-первых, Кали олицетворяла как Божественность, превосходящую возможности обыденного сознания и органов чувств, так и Божественность мира, воспринимаемого обычными людьми как сансара, полная страданий. Если адепт обретет тотальное единство с Кали, он автоматически преобразует сансару, вместе с ее самыми жестокими, мучительными и грубыми элементами, в чистое и блаженное божественное измерение. Во-вторых, поскольку Кали радикальна и обладает огромнейшей мощью уничтожать, трансформировать, поддерживать и порождать – Ее доктрины и методы обладают природой Кали, включая радикальное проявление огромной, чудовищной мощи.
Это значит, что адепт, следующий пути Кали, будет освобождаться от недостатков, ограничений и обожествляться максимально мощно, всесторонне и быстро.
Когда подчеркивается факт того, что Кали является универсальной вселенской Богиней, Матерью всех остальных Богинь, Ее именуют Махакали (Великая Кали).
Комментариев нет:
Отправить комментарий