среда, 24 августа 2022 г.

Михаил Эпштейн: Камнеломки в Крыму. Ко Дню независимости Украины

Когда появляются сообщения о взрывах оружейных складов и других военных объектов в Крыму, о странных случаях "саботажа" или "неосторожного хранения горючих веществ", мне приходят на память цветы-камнеломки. Откуда такая ассоциация? 

Весной 2014 г. я бродил по университетскому ботаническому саду в Дареме, на северо-востоке Англии, — и наткнулся на удивительный вид растений. По-латински они называются Saxifraga, буквально "камнеломки". Они настолько неприхотливы, что могут расти из щепотки земли, забившейся в трещины горных пород.  И в этом их воспитующий пример.  Мы знаем, что трава может ломать асфальт, поскольку давление в растительных клетках порой достигает десятков атмосфер, как внутри парового котла. Камнеломки привлекательны тем,  что не столько ломают камень, сколько просто растут — упрямо, неотвратимо — из своей предельно скудной почвы.

Вспомним евангельскую притчу о сеятеле.  "Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял... иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги" (Лука, 8:6). Следует признать, что у этой притчи может быть и другой исход: даже упав на камень,  семя не погибает, а находит в его трещинках несколько крупиц земли, из которых и дает побег.  Слово, подобно камнеломке, прорастает порой и в каменных сердцах...

Согласно Библии, растения были созданы на третий день Творения, животные - на пятый, а человек - на шестой.  У растений больше опыта жизни и общения с Творцом. Как старшие по возрасту, они несут в себе нечто учительное,  председательствуют на совете старейшин. Поэтому мудрость растений так востребована в библейских и евангельских притчах, и даже Царствие Небесное уподобляется горчичному зерну.  Поэзия тоже доносит до нас уроки старших братьев. "Учись у них, у дуба, у березы..." — призывает Фет.  Много таких растительных назиданий можно найти у Л. Толстого: старый дуб, обновленный весною, — начало духовного возрождения Андрея Болконского; дерево, дающее пример достойного, красивого умирания, в рассказе "Три смерти"; колючий и несгибаемый репейник в зачине "Хаджи-Мурата".  Значительная часть русской словесности, от Пушкина и Некрасова, Тургенева и Бунина до Пришвина,  Есенина,  Заболоцкого, А. Тарковского — это  мифопоэтика и дидактика растительного царства, его уроки людям. Прогулка по саду или по лесу  - упражнение в мудрости выживания,  укоренения и светолюбия. Можно даже подумать о возможностях такой дисциплины, как фитогогика, — педагогика, основанная на жизненном опыте растений... 

Однако в русской поэзии, по крайней мере, у авторов первого ряда, камнеломки не встречаются, хотя именно они подают пример наибольшего упорства и жизнестойкости. Видимо, они не органичны для флоры и поэзии равнинной страны. Между тем я нашел их в украинской поэзии,  в замечательном стихотворении Леси Украинки из цикла "Крымские отзвуки" (1897). Поднимаясь на одну из высочайших гор Крыма, Ай-Петри (в переводе с греческого — святого  Петра, причем, "петр", как известно, означает "камень"), Леся Украинка встретила этот цветок на самой вершине:

Торной дорогой крутой мы поднимались на взгорья Ай-Петри.
Вот уж проехали мимо садов виноградных кудрявых,
Что, как прекрасный ковёр, всё подножье горы покрывают.
Вот уже лавров, любимых поэтами, пышных магнолий не видно,
И ни прямых кипарисов, густо обвитых плющом,
И ни шатрами нависших платанов.<...>
Сухо, нигде ни былинки, всё камни кругом задушили,
Словно глухая тюрьма. Солнце горячие стрелы на мел осыпает.
Пылью швыряется ветер. Душно... Ни капли воды...
Словно это дорога в Нирвану. Страну побеждающей смерти...
Но вот в высоте на остром, на каменном шпиле блеснуло вдруг
что-то, как пламя,— свежий, прекрасный, большой
цветок лепестками раскрылся,
И капли росы самоцветом блестели на дне.
Камень пробил он собой, тот камень, что все победил,
Что задушил и дубы, и терновник упрямый.
Цветок по-ученому люди зовут Saxifraga,
Нам, поэтам, назвать бы его «ломикамень»
И уваженье воздать ему больше, чем пышному лавру...

                                    (Пер. Николая Брауна)

Эти стихи мне впервые довелось прочитать тогда же, весной 2014 г., в разгар крымских событий. Подумалось: если там, на вершине Ай-Петри, растут цветы, способные одолеть даже крепость камня, нельзя не поверить в жизнестойкость этой земли. Сейчас это становится особенно очевидным, когда земля горит под ногами захватчиков. Такая у нее сила — цветами пробивать камень.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.