четверг, 4 марта 2021 г.

Янина Пинчук: Для кого и зачем я пишу

Всемирный день литератора, и мне захотелось порассуждать на тему того, что я вообще делаю. Тем более, один умный спец (очень сильно мне, кстати, помогший) сказал, что раз ядро моей жизни творчество, то равновесия не будет, пока я не уясню для себя, для кого и для чего я пишу. Итак...

1). Для кого я пишу?

Конечно, самым скромным и благородным является ответ: «для себя», но при первом рассмотрении он мне претит. Что значит «писать для себя»? Это значит «в стол»? Без потребности в гласности, в обратной связи? Без особых притязаний и «на отцепись» - «ну ладно, и так сойдёт»? Без особой ответственности за то, что и как ты пишешь? Нет, ну это точно не моя история! Ни в коем случае!

Тогда, получается, для других? Опять же, что значит «для других»? Стараться удовлетворить кого-то со стороны, делать ставку на чистую коммерцию, на голый расчёт, чужие потребности, надеяться на популярность в силу умения угождать? Нет. Тоже нет. Опять же, ни в коем случае. Мне точно так же тяжело представить этот вариант.

И первый, и второй вариант в крайних формах – унижение.

Но понимаю, что мне не претит сказать вот как: я пишу для близких по духу, для единомышленников, для друзей.

Можно подойти аналитически и навскидку, весьма общо набросать крупными штрихами портрет среднестатистического читателя – и окажется, что по своему возрасту, образованию, статусу, культурному багажу это всё-таки будет человек, имеющий очевидное сходство со мной.

А можно ничего не анализировать, ведь без совокупности точных данных это сделать трудно, и просто представить, что я посылаю волны в пространство – и кто-то оказывается способен их уловить: есть контакт! Вот так я и вещаю – и рада всем, кто может принять мой сигнал.

А вообще, мне кажется идеальной формула, которую озвучил Артуро Перес-Реверте: «Я, скорее, не собственно писатель, а пишущий читатель: я пишу книги, которые мне было бы интересно прочитать самому».

Поэтому всё-таки я могу утверждать, что в значительной мере пишу для себя.

2) Для чего я пишу?

В ответе на этот вопрос я исхожу из того, что у меня таки имеются способности к тому, что я делаю. Поэтому ответы следующие:

а) самовыражение

В самом что ни на есть энциклопедическом смысле: проявление моих идей в материальном мире с учётом моего индивидуального мировосприятия. Мне нравится передавать в текстах своё видение и восприятие реальности, те смыслы, символы и архетипы, что я вижу в музах, которые вдохновляют меня творить.

б) саморазвитие

Мне нравится писать, чтобы делать это лучше и лучше и проявлять отпущенное мне дарование как можно более полно и реализовывать свой потенциал.

в) самоутверждение

Не секрет, что если мы умеем что-то делать хорошо, то есть желание продемонстрировать это, показать, что мы имеем определённую ценность и значимость.

г) коммуникация и поиск союзников

Об этом я написала выше. Писательство – это для меня без преувеличения очень значимый способ взаимодействовать и общаться с миром.

д) эстетика

Мне нравятся красивые вещи. И тем больше радость от того, что я сама могу создавать вещи, доставляющие удовольствие мне и тем, чьё восприятие сходно с моим – и это как раз касается текстов: выражения мысли и облечения её в слова. И я всегда рада доставить удовольствие себе и другим людям, если у меня достаточно гармонично получается то, что я делаю.

е) развлечение

Разумеется, а как же без этого! Писательство для меня это и своего рода игра, и способ перенести на бумагу – строго говоря, на экран, но я всё же надеюсь, что книга будет напечатана – то «кино», что постоянно крутится у меня в голове и которое мне так интересно смотреть. А все эти шуточки, что то и дело отпускают мои персонажи? А намёки? А отсылки? Во многом это игра разума, к которой я приглашаю всех желающих присоединиться.

Я не умею красиво завершать подобные рассуждения, поэтому закончу сакраментальной формулировкой - КАК-ТО ТАК

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.