Целью статьи является новый комментарий к загадочной табличке SpTU III 105, где предписано умащаться ингредиентами животных, именами которых названы знаки вавилонского зодиака. Табличка рассматривается на фоне других сочинений Икишайи из Урука (конец IV в. до н.э.). При ее сопоставлении с другими табличками того же типа оказывается, что зодиакальная символика является шифром, скрывающим подлинные растения, которые использовались в медицинской практике Урука.
Ключевые слова: ассириология – Урук – зодиак – Икишайа - умащение
В настоящее время ассириология переходит от изучения реалий, отображенных в клинописных текстах конца II-I тыс. до н.э., к исследованию породивших эти тексты интеллектуальных сетей [Ossendrijver 2011: 216-217] . Для более ранних текстов это невозможно, поскольку неизвестны имена писцов . Ни один литературный или религиозный текст шумерского или старовавилонского времени не подписан именем своего составителя, а поздневавилонские каталоги не дают подлинной информации об авторах и писцах текстов старовавилонской эпохи [Клочков 1983]. Поэтому при изучении персоналий интеллектуалов мы вынуждены ограничиться информацией в отрезке от конца XI в. до н.э. до эпохи Селевкидов (IV-III в. до н.э.). В этот период истории древней Месопотамии происходило постепенное абстрагирование астрономической мысли и астрализация культового календаря, создавались логико-классификационные схемы, объединяющие месяцы, знаки зодиака, растения и минералы [Reiner 1995; Rochberg 2015]. Триумфом такого подхода стало выделение трех первоэлементов мироздания, которые сопоставлялись с клинописными знаками [Емельянов 2014]. Тем самым закладывалась база для натурфилософии, к которой вавилонская мысль тщательно подготовила греков.
Дошедшие до нас тексты научной и предфилософской проблематики относятся к следующим предметным областям:
1. Наблюдательная астрономия (дневники наблюдений, звездные альманахи, наблюдения затмений).
2. Математическая астрономия (синодические таблицы, таблицы ежедневного движения планет и звезд, методы расчета движения на протяжении месяца).
3. Зодиакальная астрология (медицинские предписания, гороскопы групповые и индивидуальные).
4. Предсказательные тексты (omina по внешности, по симптоматике, плоду, по местности, по времени).
5. Создание религиозно-литературных текстов этической направленности и подновление старых текстов.
6. Комментарии на отдельные слова и строки из литературных текстов, комментарии к месяцам и праздникам.
Создателями текстов были жрецы различных храмов Вавилонии и Ассирии. Конец II тыс. был эпохой первого известного нам крупного ученого. Эсагил-кин-апли жил в Вавилоне при Адад-апла-иддине (1067-1046). В колофонах текстов он указан как составитель SA.GIG (определение заболеваний по внешним симптомам) и Alamdimmu (определение характера и судьбы по телу). Трактаты состояли из 12 таблиц – от головы к стопам. Из текстов 716-684 гг. известен Набу-зукуп-кену (г. Кальху) - главный астролог и советник Саргона II, родоначальник династии ученых. Он дополнил серии Эсагил-кин-апли, начал комментировать таблицы астрологического компендиума “Энума Ану Эллиль”, составил новый компендиум MUL.APIN, завершил эпос о Гильгамеше переводом части шумерской эпической песни “Гильгамеш и Подземный мир” на аккадский язык (что стало XII таблицей эпоса). После его смерти библиотека Набу-зукуп-кену была перевезена в Ниневию, и на ее основе стала создаваться библиотека Ашшурбанапала [May 2016].
Еще одним замечательным ученым VIII –начала VII вв. до н.э. был Инурта-мушезиб, сын Набу-зеру-китти-лишира (г. Хузирина). Он известен нам как составитель медицинских предписаний на 12 месяцев. Работа ассирийских ученых была продолжена при поздних Ахеменидах в Уруке. Нам известна целая династия жрецов-ученых, к которой относятся машмашшу Шанги-Нинурта, Надин, Шамаш-Иддин, Римут-Ану. Эта династия прекратилась при Дарии II. Отдельной яркой фигурой того же времени был Син-леке-уннинни, машмашшу храма Бит Реш. Среди его потомков Нидинту-Ану и Ану-Белшуну. Особняком стоит жрец из города Куту Набушумлишир, сын Эа-убаллиссу, внук санги Бел-царби. Он жил в V в. до н.э, и именно ему удалось сформулировать учение о трех первоэлементах мироздания. Наконец, в эпоху Селевкидов мы знаем еще одну династию ученых: Экур-закир, Иштар-шум-эреш, Икишайа, Иштар-шум-эреш, Ша-Ану-ишшу [Ossendrijver 2011].Дальше нас будет интересовать Икишайа, сын Иштар-шум-эреша и потомок Экур-закира. В родном Уруке Икишайа занимал пост экзорциста (машмашшу). Время его жизни определяется по колофонам двух табличек, датированных 6 и 8 годами Филиппа III Арридея, соответственно 318 и 316 гг. до н. э. После него осталось 30 глиняных табличек, семь из которых переписаны рукой его сына Иштар-шум-эреша. Таблички Икишайи включают в себя гадания по печени жертвенного ягненка, силлабарии, математические тексты, календарные тексты и астрологические предсказания [Steele 2011: 335-336]. Икишайа известен исследователям календаря как человек, который попытался привести всю сеть времени в абсолютную систему. Каждый месяц вавилонского культового календаря он сопоставлял с определенным знаком зодиака, а каждый день — с градусом зодиакального знака, причем месяцы он отсчитывал от Нисана, а дни зодиака от Козерога. В свою очередь, каждому знаку зодиака в его системе соответствовал какой-либо медицинский рецепт, который понадобится пациенту, если он заболеет в данном месяце или родится в нем. Вероятно, это связано с тем, что сам Икишайа был не только изгонителем злых духов, но и лекарем. Рецепты подбирались им по ассоциации с зодиакальным или соседним созвездием.
Табличка Икишайи W 22646 из собрания Иракского музея в Багдаде издавалась и разбиралась нами дважды [Емельянов 2016; Емельянов 2017: 80-85] . И теперь хочется обратить внимание еще на одно уникальное произведение Икишайи, не имеющее аналогов в научной литературе древней Месопотамии. Это склеенная в наши дни из двух фрагментов табличка W 22554,2b + W 22619,9 (также из Иракского музея), изданная Э. фон Вайером [SpTU III: 105]. Ее полным аналогом во всем, за исключением месяца, является SpTU III 104. Разница между двумя табличками в том, что в первой даются ритуальные указания для VIII месяца вавилонского календаря, а во второй для IV месяца. Тексты устроены следующим образом: 1) месяц; 2) день; 3) знак зодиака; 4) градус эклиптики; 5) рецепт умащения . Сперва идут дни месяца Арахсамна (пишется идеограммой APIN, сокр. от ниппурского месяца apin-du8-a “отпускание плуга (с пашни)”), в самом конце 1-й день месяца Кислиму (пишется GAN, сокр. от gan-gan-e3 “выход Убийцы”). Начиная со второй строки вместо идеограммы месяца ставится MIN “повторение; то же самое”. В переводе MIN заменяется полным словом.
Издание текста: [SpTU III 105]
Электронное издание: [CDLI no. P348709]
Транслитерация: http://oracc.museum.upenn.edu/cams/gkab/corpus/
Исследования: [Reiner 1995: 114-118; Steele 2011: 336-338]
Обверс
1Арахсамна 1 Огонь 7 - львиной кровью, жиром или шерстью ты умастишься.
2То же 2 Звезды 14 - воловьей кровью, или жиром, или шерстью ты умастишься.
3То же 3 Великан 21 - орлиной головой, пером и кровью ты умастишься.
4То же 4 Скорпион 28 - необработанной землей ты умастишься.
5То же 5 Борозда 5 - ячменной мукой-шегушу, вороньей головой и пером ты умастишься.
6То же 6 Пастух 12 - петушиной головой, кровью и пером ты умастишься.
7То же 7 Поле 19 - голубиной головой, сердцем, головой ласточки [ты умастишься].
8То же 8 Пабильсаг 26 - головой, пером и кровью птицы Анзу ты умастишься.
9То же 9 Весы 3 - необработанной землей ты умастишься.
10То же 10 Краб 10 - кровью и жиром краба ты умастишься.
11То же 11 Близнецы 17 - кровью, жиром и шерстью барана ты умастишься.
12То же 12 Рыбокозленок 24 - кровью, жиром и шерстью козла ты умастишься.
13То же 13 Скорпион 1 - необработанной землей ты умастишься.
14То же 14 Лев 8 - львиной кровью, жиром и шерстью ты умастишься.
15То же 15 Звезды 15 - воловьей кровью, или жиром, или шерстью ты умастишься.
16То же 16 Великан 22 - орлиной головой, пером и кровью ты умастишься.
17То же 17 Скорпион 29 - необработанной землей ты умастишься.
18То же 18 Борозда 6 - ячменной мукой-шегушу, вороньей головой и пером ты умастишься.
19То же 19 Пастух 13 - петушиной головой, кровью и пером ты умастишься.
20То же 20 Поле 20 - голубиной головой, кровью, головой и кровью ласточки ты умастишься.
Реверс
1То же 21 Пабильсаг 27 - головой, крыльями и кровью птицы Анзу ты умастишься.
2То же 22 Весы 4 - необработанной землей ты умастишься.
3То же 23 Краб 11 - кровью и жиром краба ты умастишься.
4То же 24 Близнецы 18 - кровью, жиром и шерстью ба[рана] ты умастишься.
5То же 25 Рыбокозленок 25 - кровью, [жи]ром и шерстью козла ты умастишься.
6То же 26 Скорпион 2 - необработанной землей ты умастишься.
7То же 27 Лев 9 - львиной кровью, жиром и шерстью ты умастишься.
8То же 28 Звезды 16 - воловьей кровью, или жиром, или шерстью ты умастишься.
9То же 29 Великан 23 - орлиной головой, пером и кровью ты умастишься.
10То же 30 Скорпион 30 - необработанной землей ты умастишься.
11Кислиму 1 Борозда 7 - ячменной мукой-шегушу, вороньей головой и пером ты умастишься.
12Табличка Икишайи, сына Иштар-шум-эреша, потомка Экурзакира .
Теперь обратимся к символике таблички. Дни месяца Арахсамну разнесены по двенадцати знакам зодиака, среди которых отсутствуют Рыбы, замененные почему-то Орионом. Некоторые знаки названы нестандартно или вовсе замещают другие знаки. Названия знаков написаны сокращенно. Иногда это первые части составных слов, но есть и пример написания по последней части.
Комментарий
Обверс 1. Вместо названия знака написано NE – сокращение от аккадского nēšu “лев” [Куртик 2007: 366]. В поздневавилонских текстах встречаются идеограммы, образованные от первого слога аккадского слова (например, ZIB.MEŠ “Хвосты” от zibbatu “хвост”; одно из названий для созвездия Рыб). Альтернативная гипотеза, что NE это сокращенное название V ниппурского месяца NE.NE.GAR “установление огней” [Куртик 2007: 366], ничем не подтверждается. В дальнейшем название знака будет написано A. Это сокращение от UR.A, которое, в свою очередь, является сокращением от UR.GU.LA “Лев” (букв. “Большой хищник ”). Созвездие пишется также UR.MAH “Высокий хищник”, UR “хищник”. Далее, как и во всех остальных случаях, следуют идеограммы, которые расшифровываются так: dām (UŠ2) [имя живого существа в род. п.] lipî (I3.UDU) [того же] u lu šārat (SIG2) [того же] tapaššaš “кровью N, жиром N либо шерстью N ты умастишься”.
2. MUL2.MUL2 “Звезды” – название для Плеяд, заменяющих здесь GU4.AN.NA “Небесного Быка” (= Тельца) [Куртик 2007: 338-349]. Отсюда рекомендация умащаться ингредиентами, полученными из быка/вола. Однако примечательна особая формула, состоящая из “или…или”. Рекомендуется умащаться только чем-то одним из предложенных веществ.
3. GU – сокращение от GU.LA “Великан” (позднее Водолей). Близко к нему расположено созвездие Орла (здесь TI8mušen, обычное написание A2 mušen) [Куртик 2007: 22-26].
4. GIR2 “Жало” – стандартное сокращенное написание GIR2.TAB “Скорпион” [Куртик 2007: 158-159]. KANKALti = teriktu “пустошь, необработанная земля” [CAD T: 354] . Возможно, намек на запустение и бесплодие природы, связанное с осенним периодом года.
5. AB.SIN2 “Борозда” – стандартное обозначение созвездия и знака Дева. См. изображение девы с колосом на селевкидской астрологической табличке TCL 6, 12. Отсюда связь с ячменем. Недалеко от Борозды расположено созвездие Ворон (Corvus; здесь аккад. слоговое написание a-re-bi), так же восходящее в VI месяце вавилонского календаря, как и Борозда [Куртик 2007: 27-33].
6. SIPA “Пастух” – сокращенное написание SIPA.ZI.AN.NA “Праведный пастырь Неба”, совр. созвездие в Орионе. Постоянный эпитет Ниншубура (аккад. Папсуккаль), слуги Инанны и Ана в Уруке. В астрологических текстах заменяет Близнецов [Куртик 2007: 445-454]. Недалеко от Пастуха в Малом Псе расположено созвездие DAR.LUGAL “Петух” [Куртик 2007: 105-107].
7. AŠ.GANA2 “Поле; Площадь” (совр. “Четырехугольник Пегаса”) [Куртик 2007: 73-81]. Рядом расположена SIM.MAH “Ласточка” (созвездие в западной части Рыб и Пегаса) [Куртик 2007: 435-440]. Созвездие Голубя (здесь TU8mušen) неизвестно. Но вспоминается эпизод с отпусканием птиц после потопа в Gilgamesh XI 147-152, где после голубя из ковчега Утнапишти вылетает ласточка [Parpola 1997: 111].
8. PA – сокращенное написание PA.BIL.SAG (впоследствии Стрелец). Пабильсаг – одно из имен бога-героя из окружения Нинурты. Предположительно переводится как “Первопредок”. Известно также альтернативное чтение А.Унгнада sig3¬-gi9-sag (= maḫiṣ uṣṣi) “бьющий стрелой”, что коррелирует с изображением этого созвездия как стрелка из лука на межевой стеле (кудурру) средневавилонского времени [Kurtik, Militarev 2005: 25]. В это время рекомендуется умащаться ингредиентами из птицы Анзу (здесь an-zi-i). Такая птица известна во всех семитских языках [SED II: 71-72, no. 51 *'Vz- 'bird of prey']. Созвездие dIM.DUGUD (шумерское имя для Анзу) расположено в пределах Кассиопеи [Куртик 2007: 219-221].
9. RIN2 “Весы”. Известно также аккадское название zibānītum, возможно, связанное с семит. zibānā “Клещи (скорпиона)” [Kurtik, Militarev 2005: 11]. KANKALti = teriktu “пустошь, необработанная земля” [CAD T: 354]. Как и в случае со Скорпионом, возможен намек на запустение и бесплодие природы, связанное с осенним периодом года.
10. ALLA “Краб” (совр. Рак). Рекомендованы притирания из ингредиентов краба (аккад. alluttum). Второе название созвездия и знака KUŠU2 “разновидность черепахи” [Kurtik, Militarev 2005: 7] или водяной монстр со страшными зубами (крокодил?) [CAD K: 602].
11. MAŠ – сокращение от MAŠ.TAB.BA “Близнецы”. Предложено умащаться ингредиентами из UDU.NITA2 “барана-самца”. Соседнее созвездие UDU “баран” (совр. Овен) расположено рядом. До Селевкидского периода оно называлось LU2.ḪUNGA “Доброволец”. Но сперва его написание сократилось до LU2, а затем стало писаться LU (= udu) [Kurtik, Militarev 2005: 17].
12. SUḪUR – сокращение от SUḪUR.MAŠ2 “Карп-Козленок” (совр. Козерог). Рыба suḫurku6 встречается в шумерских текстах начиная с РД IIIа (XXV в.). Ее аккадский эквивалент purādu “карп” упоминается гораздо позднее, только начиная с текстов из Мари II тыс. до н.э. Рыба связана с культом бога мудрости Энки и со жреческим статусом abgal (< ab-ba gal “великий старец” > apkallu). Известно, что носители данного статуса облачались в чешуйчатые костюмы и изображали рыб-сухур. У них были накладные бороды. Возможно, речь идет о рыбах Cyprinus barbatus из семейства карповых. Слово MAŠ2 означает “козел”, “козленок”, также “жертвенное животное” и “омен, полученный при гадании”. На аккадской печати у ног бородатого Энки расположился козленок. На межевой стеле (кудурру) средневавилонского времени мы видим монстра с головой козла и телом рыбы [CAD P: 516-517; Куртик 2007: 454-459].
Чем интересно это сочинение? Прежде всего, оно относится к большой группе табличек, которые М.Монро на редкость удачно назвал “combinatory texts” [Monroe 2016: 262]. Сюда входят абсолютно все клинописные тексты, в которых строятся логико-классификационные схемы вне зависимости от причинно-следственных связей между элементами этих схем. Это тексты, возникшие из игры ума и имеющие своей целью представить все возможные в мире комбинации элементов и связей между ними . Далее, согласно классификации М.Монро, табличка Икишайи относится к первому типу текстов о микрозодиаке. Это микрозодиак двенадцати, где главному знаку месяца соответствует главный знак лунного зодиака, который повторяется после каждого перечисления 12 знаков для лунных дней [Monroe 2016: 48]. В данном случае, главным знаком месяца является Арахсамна (октябрь-ноябрь), а главным знаком – восходящий в это время Скорпион, повторяющийся в цикле текста 5 раз. Месяц календаря разнесен здесь по зодиакальному циклу, и каждый лунный день имеет свой зодиакальный символ.
Несомненно, данный текст относится к текстам, в которых проявилось астрологическое мировоззрение. На мой взгляд, изучение древнейших астрологических текстов уже позволяет нам говорить об астрологическом мировоззрении, отделяя его от религиозно-магического, научного и философского мировоззрений. В отличие от религиозно-магического мировоззрения, астрологическое основано на вере в воздействия небесных тел самих по себе, независимо от веры в их божественное происхождение. В отличие от научного мировоззрения, оно исключает или неполно учитывает причинно-следственные связи, происходящие вне астрального мира. В отличие от философского мировоззрения, астрологическое мировоззрение не занимается постановкой предельных вопросов бытия, видя все истоки и концы исключительно в связи между небесными объектами и земной жизнью. В сочинениях Икишайи мы как раз видим полное торжество астрологического мировоззрения: каждый момент времени может быть вставлен в координатную сеть зодиака и снабжен ритуалом, симпатически связанным с названием созвездия или его небесных соседей. При этом сама координатная сеть может дробиться на бесконечное количество зодиаков. Как дни месяца могут быть поделены на микрознаки дней, так и каждый микрознак может разделяться еще на 12 частей. Поэтому мы видим здесь попытку структурирования мироздания как такового на множество уровней и подуровней числом 12 .
Разумеется, такое жесткое структурирование столкнулось в процессе образования схемы с невозможностью полного применения. Весы и Скорпион связаны с необработанной землей, с пустошью. Видимо, автор смекнул, что умащаться весами или ядом скорпиона все же не следует. Весы в вавилонской культуре связаны с мифологией суда, а Скорпион – не что иное, как Бык Подземного мира, семя которого, в отличие от семени быка, несет смерть [Емельянов 2010]. Близнецами тоже не умастишься, поэтому Икишайа предлагает петуха, благо созвездие Петух расположено рядом. По тому же принципу созданы и другие ассоциации: рядом с Пегасом располагается Ласточка, рядом с Девой Ворон, рядом с Плеядами Телец, а рядом с Водолеем - созвездие Орла. Вместо шумерского названия созвездия Имдугуд здесь написан аккадский эквивалент Анзу, известный и в других семитских языках. anzȗ это разновидность хищной птицы типа коршуна. В целом табличка демонстрирует обычное для урукита желание систематизировать жизнь. Только если раньше в систему приводили содержимое амбаров и рационы работников, то теперь в систему вознамерились привести само время.
Однако ни один клинописный текст, даже относящийся к ‘combinatory tablets’, не мог быть написан просто так, безо всякого практического употребления в дальнейшем. Разобрав схему данной таблички и вписав ее в общий контекст, следует задаться вопросом о ее предназначении. В этом нам помогает наблюдение Дж.Стила: на других табличках из селевкидского Урука есть сравнение растения амилану с вороном, а “львиной кровью” назван сок тамариска [Steele 2011: 338]. Следовательно, табличка SpTU III 105 представляет собою шифр с отброшенным ключом. И этим ключом будут соответствия между конкретным снадобьем и его символическим названием, связанным с зодиаком. В самом деле, если мы посмотрим табличку Икишайи MLC 1863 (= BRM IV 32), то прочтем: “кровь” – красная соль из Мидии, “семя (A.RI.A) человека” – степное растение маштакаль (u2A.RI.A). А вот “ячменная мука (шегушу)” названа здесь ячменной мукой [Geller 2010: 168-176]. В SpTU V 255 видим такие же соответствия: “череп человека” – тамариск, “помет вороны” – растение атаишу [ccp.yale.edu/P348842].
Следовательно, табличка SpTU III 105 содержит информацию двух уровней. Во-первых, это распределение дней и градусов VIII месяца по зодиаку. Во-вторых, это рецептура умащений на каждый день месяца, в которой виден только шифр, сопоставляющий ингредиенты с образами созвездий, и не раскрыты истинные наименования ингредиентов. Это лишний раз доказывает, что в клинописной традиции астрологическое мировоззрение было тесно связано с медицинской практикой.
Библиография
Емельянов В.В. Мифопоэтическое в названии восьмого зодиакального созвездия // Топоровские чтения I-IV. Избранное. М.: Индрик, 2010. С. 58-78.
Емельянов В.В. Элементы Демокрита и табличка Набушумлишира // Вопросы философии. 2014. No. 6. С. 53-63.
Емельянов В.В. Зерно жизни и круг времени: загадочная табличка Икишайи, потомка Экурзакира // Евреи Европы и Ближнего Востока: традиция и современность. История, языки, литература. Материалы международной научной конференции памяти В.А.Якобсона 17 апреля 2016 г. СПб.: ПИИ, 2016. С. 26-33.
Емельянов В.В. Ассирийские менологии и поздневавилонские гороскопы: единство семантики // Антропологический форум. 2017. No. 32. С. 142-168.
Клочков И.С. Поздневавилонский список поэтов и ученых // Вестник древней истории. 1983. No. 2. С. 101—105.
Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
Куртик Г.Е. Звездное небо Древней Месопотамии: шумеро-аккадские названия созвездий и других светил. СПб.: Алетейя, 2007.
Шарпэн Д. Чтение и письмо в Вавилонии. М.: РГГУ, 2009.
Babylonian Records in the Library of J. Pierpont Morgan (BRM). Part IV: Epics, Hymns, Omens and Other Texts. New Haven, 1923.
Böck B. Die babylonisch-assyrische Morphoskopie. Vienna, Berger & Söhne, 2000.
The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago. 26 vols. 1956–2011. (CAD)
CDLI no. P348709 https://cdli.ucla.edu/search/archival_view.php?ObjectID=P348709 (дата обращения: 08.10.2018)
Geller M.J. Ancient Babylonian Medicine. Malden: Wiley-Blackwell, 2010.
Cuneiform Commentaries Project https://ccp.yale.edu/ (дата обращения: 08.10.2018)
Kurtik G., Militarev A. Once more on the origin of Semitic and Greek star names: an astronomic-etymological approach updated // Culture and Cosmos. A Journal of the History of Astrology and Cultural Astronomy. 2005. No. 9/1. P. 3-43.
Litke, R.L. A Reconstruction of the Assyro-Babylonian God-Lists, An: dA-nu-um and An: Anu šá amēli. Bethesda: CDL Press, 1998.
May N.N. The Scholar and Politics: Nabû-zuqup-kēnu, his Colophons and the Ideology of Sargon II // Материалы Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Игоря Михайловича Дьяконова (1915–1999). СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2018. P. 110-164.
Militarev A., Kogan L. Semitic Etymological Dictionary. Vol. 2. Fauna. Münster: Ugarit-Verlag, 2005 (SED II)
Monroe M.W. Advice from the Stars: The Micro-zodiac in Seleucid Babylonia (Ph.D.). Department of Egyptology and Assyriology, Brown University, 2016 (неопубл.).
Oracc (Corpus of Ancient Mesopotamian Scholarship) http://oracc.museum.upenn.edu/cams/gkab/corpus/ (дата обращения: 08.10.2018)
Ossendrijver, M. Science in Action: Networks in Babylonian Astronomy // E. Cancik-Kirschbaum, M. V. Ess, and J. Marzahn, eds. Babylon: Wissenskultur in Orient und Okzident (Topoi/ Berlin Studies of the Ancient World) Berlin: Walter De Gruyter. P. 213–221.
Parpola, S. The Standard Babylonian Epic of Gilgamesh. Helsinki: The Neo-Assyrian Text Corpus Project, 1997.
The Pennsylvania Sumerian Dictionary http://psd.museum.upenn.edu/epsd/index.html (дата обращения: 08.10.2018)
Reiner, E. Astral Magic in Babylonia. Philadelphia: American Philosophical Society, 1995.
Rochberg, F. The Babylonians and the Rational: Reasoning in Cuneiform Scribal Scholarship // J. C. Johnson, ed. In the Wake of the Compendia, Infrastructural Contexts and the Licensing of Empiricism in Ancient and Medieval Mesopotamia. Berlin, Boston: De Gruyter, 2015. P. 209–46.
von Weiher E. Spätbabylonische Texte aus Uruk. Vol. III. Berlin: Mann, 1988 (SpTU III).
Steele J. Astronomy and Culture in Late Babylonian Uruk // C. Ruggles, ed. “Oxford IX”. International Symposium on Archaeoastronomy Proceedings IAU Symposium 278. 2011. P. 331–41.
Thureau-Dangin F. Tablettes d’Uruk à l’usage des prêtres du Temple d’Anu au temps des Séleucides. Paris: Paul Geuthner, 1922. (Textes cuneiforms, 6) (TCL).
Wee J. Discovery of the Zodiac Man in Cuneiform // Journal of Cuneiform Studies. 2015. No. 67. P. 217–33.
V.V. Emelianov
Anointing Signs of the Zodiac
The purpose of the article is a new commentary on a mysterious tablet, in which it is prescribed to anoint oneself with the ingredients of animals, whose names call the signs of the Babylonian zodiac. The tablet is viewed against the background of other writings of Iqishaya from Uruk (end of IV century BC). When compared with other tablets of the same type, it turns out that the zodiacal symbolism is a cipher that hides the original plants that were used in the medical practice of Uruk.
Key words: Assyriology – Uruk – zodiac – Iqishaya – anointing
Емельянов Владимир Владимирович – профессор кафедры семитологии и гебраистики СПбГУ, доктор философских наук. banshur69@gmail.com.
Emelianov Vladimir V. Professor of Department of Semitic and Hebrew Studies, St-Petersburg State University. Dr.Sci. (Religious Studies). banshur69@gmail.com.
Комментариев нет:
Отправить комментарий