среда, 24 июля 2019 г.

Ольга Маслова: И Свет, и Тьма, и их Чередование!

Сенсация! Хронобиологи нашли ответ на вечный вопрос: "что важнее – свет или тьма? ̶и̶л̶и̶ ̶п̶о̶к̶о̶й̶". И ответ: ИХ ЧЕРЕДОВАНИЕ.

Нашим биологическим часам очень нужен чёткий ритм, в котором выражены светлая часть суток, тёмная часть суток и градиент перехода между ними, потому что степень освещенности в течение дня меняется не по щелчку выключателя, а плавно и медленно. Фиксируем мы эти переходы специальными клетками в сетчатке, которые оценивают световую ситуацию, "ловят длину волны" (даже при закрытых глазах) и передают информацию в гипоталамус. И яркий свет, и полная темнота – необходимые компоненты для правильной работы систем отвечающих не только за сон/бодрствование, но и за баланс нейромедиаторов, метаболические процессы и контроль за разными нехорошими новообразованиями.

Поэтому одинаково плохо (хоть и с разными проявлениями этого "плохо") будут чувствовать себя и люди, проводящие весь день в темноте, и те, кто круглосуточно живет при свете. И поэтому мы ощущаем некоторые изменения в течение года. Отдельная тема – жители территорий, на которых суточная ритмика немного другая (полярные дни и ночи или экваториальное отсутствие изменений долготы дня) – у них для такой жизни есть свои адаптационные механизмы и особенности, которые активно изучаются учеными.

Да, мне не надоедает писать об этом, потому что ̶п̶о̶с̶л̶е̶ ̶с̶т̶о̶л̶ь̶к̶и̶х̶ ̶л̶е̶т̶ до сих пор задают вопросы.

А ещё я продолжаю расследование собственного хронотипа и разных особенностей и поняла, что кроме влияния чисто генетических маркеров (в моём случае – не совсем четко понятных и однозначных), у меня было интересное детство в контексте чередований света и тьмы. Первые 4 года прошли в "обычном" режиме по чередованию день/ночь: Каменец-Подольский/Москва, а вот потом было еще 3 года с интересным нюансом. Осень, зиму и весну я проводила с родителями в Вологодской области, а на лето приезжала к прародителям в Каменец-Подольский. Получалось, что я "ловила" полярную ночь (среди воспоминаний того времени – всего несколько при свете, остальное – в темное время суток), но вместо компенсации полярным днём там же – попадала в обычную украинскую схему: день/ночь. То есть, суммарно, в те годы в моей жизни было больше темноты. Потом, уже в младшей школе, у меня был пунктик про "опоздать на сон", который заключался в том, что если я не укладывалась спать до 23.00, то уснуть не могла очень долго и вставала утром в школу тяжело. Но уже тогда ловила себя на мысли, что чем меньше паникую и нервничаю (доставая при этом и родителей, с которыми спала в одной комнате), даже если легла чуть позже, тем быстрее засыпаю (привет, кортизолово-мелатониновые взаимодействия).

Потом, в подростковом возрасте (когда из-за разных нейроэндокринных особенностей почти у всех проявляется склонность к ночной активности) я уже спокойно ложилась не раньше 00.00, а в периоды подготовки к олимпиадам, конкурсам и вступительным экзаменам – могла работать почти до утра. Ситуацию подпитывал более дешёвый и быстрый интернет в ночное время (здесь у вас должна прозвучать характерная "мелодия" модема).

В универе ситуация полностью вышла из-под контроля и общажная жизнь в сочетании с разными нездоровыми привычками и еще более нездоровым желанием выучить ВСЁ-ВСЁ-ВСЁ и "ААА КАК ЭТО ИНТЕРЕСНО И ВАЖНО И ПОЧЕМУ В СУТКАХ ТАК МАЛО ВРЕМЕНИ", привела к совершенно инфернальному режиму сна 3-6 часов в учебный период и 10-15 часов – на каникулах. Организм в 18-22 года такое, благодаря компенсаторным механизмам, еще может вынести, но потом становится понятно, что что-то идёт не так. Соответственно, пришлось задуматься об оптимальном режиме лично для меня, с учетом знаний из курса хронобиологии и своих особенностей.

Потом были разные работы, но почти никуда не надо было идти ровно на 9 каждый день (точнее, кому-то надо было, но не мне, потому что гибкий график всегда был ключевым пунктом в моих требованиях к месту работы и удавалось снизить частоту приходов на 9 только для тех случаев, когда какое-то собрание, эксперимент, в котором задействованы другие сотрудники или мероприятие).

В итоге, я очень долго шла к поиску своего режима, который бы обеспечил возможность не терять активную творческую фазу поздним вечером и ранней ночью, но позволял бы выспаться еще в ночное время (в идеале – улечься до 2 ночи) и проснуться формально утром (потому что 9-10 часов – это тоже утро, если без "рассветного шовинизма"), а не в обед. Вне социальной и компьютерной активности, на природе и на отдыхе, я засыпаю около полуночи и встаю до 8. Что подчеркивает внутреннюю ритмику.

В итоге – и метаболические системы довольны, и "совизм" реализован. А иногда можно себе позволить и депривацию, и кратковременный выход за обычную ритмику по потребности. Ведь имея четкую базовую линию организм лучше способен всё компенсировать и снизить вред. И каждый мой доклад на тему циркадных ритмов заканчивается призывом "ищите свой ритм!".

АПД (на случай репостов): Подробно о механизмах циркадной ритмики, разнообразии хронотипов и прочих биологических нюансах – в уже написанных (в том числе и мной) статьях и выступлениях, тут – только один аспект в контексте моей истории.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.