Кто то делит религии на авраамические и дхармические. Хотя оба эти определения неправильные. Авраамические религии идут от Ноя, который создал Новый Мир после Потопа в 5500 г. до н.э. . Дхармические религии возникли как фиксация верований индоариев, которые дали отросток буддизма. Где Будда, подобно Христу, совершил религиозную революцию. У индуизма нет основателя, но есть боги, которые по Продику когда то были людьми. Они во второй стадии становления религии стали её богами, а заодно, как водится, и создателями всей вселенной) У Будды нет Творца вселенной, как у индуизма и библейских религий, она для него не имеет ни начала ни конца. А боги всего лишь существа, подобные людям. И нет конечно каст, и каждый может добиться просветления еще при жизни, без реинкарнации. Будда "создал" Нирвану, аналог которой в индуизме мокша, возвышенное, трансцендентное состояние сознания, в котором материя, время, пространство и карма, так же как и другие элементы эмпирической реальности, рассматриваются как майя.
На санскрите Учение Будды называется «Дхарма», что можно перевести как: «каким все является на самом деле». Таким образом, Дхарма (санскр., пали dhamma, тиб. Чо, "опора", "закон") – это набор поучений и методов, позволяющий нам понять и на опыте прочувствовать, как функционирует все в этом мире. Благодаря этому мы становимся способны видеть не собственные, подобные снам и иллюзиям, представления о мире, но реальность, в которой нет места страхам, опасениям, надеждам и проблемам, есть лишь высшая радость и высшее функционирование. Дхарма представляет собой одну из трех драгоценностей буддизма. Это идеалы, которых следует придерживаться для вдохновения и приверженности практике. Три драгоценных камня – это Будда (совершенство просветления разума), Дхарма (учения и методы) и Сангха (пробужденные существа, которые руководят и поддерживают на Пути).
Буддизм (на санскрите Дхарма) с самого начала оно основывался не на догматах, а на глубоком проникновении человеческого ума (!!) в суть вещей. Все положения буддийского учения строго обоснованы, логически выверены. В этом смысле буддийская философия глубоко научна.
Один из самых важных символов буддизма – это колесо Дхармы. Оно олицетворяет собой учения Будды. Тибетский термин для этого символа «колесо трансформации». Его движение служит метафорой для ускоренного духовного изменения благодаря учениям Будды.
Так, беседа учителя в Сарнатхе считается «первым поворотом колеса дхармы». Его проповеди в Раджгире и Шравасти олицетворяют второй и третий обороты. Восемь спиц – это символ Благородного восьмеричного пути.
Колесо также олицетворяет бесконечный цикл сансары или возрождения, которого можно избежать только с помощью буддийских учений.
Само понятие Дхарма, как и все в восточных верованиях, очень сложно. Самый близкий понятный нам смысловой перевод это понятие "долг".
"Дха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharma IAST, пали धम्म dhamma IAST «учение», «закон» и др.) — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар или дхри dhṛ IAST — «держать, поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п."
В «Ригведе» вера в то, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведийской концепции риты, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос. Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в ведийской религии, явился историческим предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в ведийских гимнах и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме. Дхарма упоминается в следующем стихе «Ригведы»:
"О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло"
Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихадараньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Ригведе». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это изначальная истина.
В «Брихадараньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:
«Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, «говорит дхарму».»
В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном.
В Бхагавадгите введены понятия «чужой» и «своей» дхармы:
«Лучше своя дхарма, несовершенная, чем успешно исполненная чужая. Лучше смерть в своей дхарме — чужая дхарма опасна.»
Можно отметить, что в индуизме, откуда это понятие изначально было позаимствовано, оно употребляется как одна из основных целей человеческой жизни, которые выстраиваются в следующую иерархию: исполнение желаний (Кама), обретение собственности (Артха), следование долгу (Дхарма) и просветление и избавление от колеса перерождений (Мокша). Для индуиста дхарма — нечто достаточно практическое и приземленное, потому как имеет дело, по большей части, с правами и обязанностями четырех основных каст. Таким образом, дхарме следует тот, кто строго и неукоснительно делает все, что ему предписано кастовой системой, и не злоупотребляет своими правами (ежели таковые имеются). Кто ведет себя неподобающим для своей касты образом — тот не следует дхарме и заслуживает осуждения.
Интересно, что Яма, бог смерти и загробный судья, выступает как дэва, управляющий дхармой и следящий за её соблюдением.
Для буддиста дхарма — нечто гораздо более универсальное и, как следствие, размытое: это и долг, и всеобщий закон вселенной, и собрания излагающих доктрину текстов, и учение Будды вообще (собственно, на протяжении долгого времени оно дхармой и называлось — с приблизительной расшифровкой "то, каким все является на самом деле").
То есть, в понятии Дхарама индуисты скорее фарисеи с их "человек для субботы". А Будда здесь скорее Христос, который сказал "суббота для человека". Также и здесь: не индус для Дхармы , но Дхарма для индуса :D Также как и Христос о Царстве Небесном, также и Будда упорно отказывался обсуждать... саму Нирвану! Почему споры о ней . По поводу того, как именно надо понимать нирвану, среди буддологов и приверженцев буддизма всегда велись и продолжают вестись споры, которые идут до сих пор.
В брахманизме и индуизме нирвана — слияние с Брахманом.
В буддизме нирвана:
свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни);
освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);
состояние сознания, в котором элементы санатаны — потока сознания (дхармы) пребывают в покое;
высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений («нирвана с остатком»)
Ясно одно, что Дхарма для разных дхармических религий РАЗНАЯ! И прежде чем обсуждать деление религий на дхармические и авраамические, нужно понимать, чем они отличаются внутри этих пресловутых определений.
Там все было очень непросто. К. Н. Упадхая в работе «Влияние раннего буддизма на индуистскую мысль» высказал мнение, что термин «нирвана» был заимствован индуистами у буддистов, поскольку он не встречается в добуддистских Упанишадах. Однако Б. Л. Смирнов в комментарии к своему переводу Бхагавад-гиты указал, что слово «нирвана» было известно ещё до возникновения буддистской философии.
И конечно, буддийская Дхарма также сильно отличается от Дхармы индуизма, как христианство от иудаизма.
На санскрите Учение Будды называется «Дхарма», что можно перевести как: «каким все является на самом деле». Таким образом, Дхарма (санскр., пали dhamma, тиб. Чо, "опора", "закон") – это набор поучений и методов, позволяющий нам понять и на опыте прочувствовать, как функционирует все в этом мире. Благодаря этому мы становимся способны видеть не собственные, подобные снам и иллюзиям, представления о мире, но реальность, в которой нет места страхам, опасениям, надеждам и проблемам, есть лишь высшая радость и высшее функционирование. Дхарма представляет собой одну из трех драгоценностей буддизма. Это идеалы, которых следует придерживаться для вдохновения и приверженности практике. Три драгоценных камня – это Будда (совершенство просветления разума), Дхарма (учения и методы) и Сангха (пробужденные существа, которые руководят и поддерживают на Пути).
Буддизм (на санскрите Дхарма) с самого начала оно основывался не на догматах, а на глубоком проникновении человеческого ума (!!) в суть вещей. Все положения буддийского учения строго обоснованы, логически выверены. В этом смысле буддийская философия глубоко научна.
Один из самых важных символов буддизма – это колесо Дхармы. Оно олицетворяет собой учения Будды. Тибетский термин для этого символа «колесо трансформации». Его движение служит метафорой для ускоренного духовного изменения благодаря учениям Будды.
Так, беседа учителя в Сарнатхе считается «первым поворотом колеса дхармы». Его проповеди в Раджгире и Шравасти олицетворяют второй и третий обороты. Восемь спиц – это символ Благородного восьмеричного пути.
Колесо также олицетворяет бесконечный цикл сансары или возрождения, которого можно избежать только с помощью буддийских учений.
Само понятие Дхарма, как и все в восточных верованиях, очень сложно. Самый близкий понятный нам смысловой перевод это понятие "долг".
"Дха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharma IAST, пали धम्म dhamma IAST «учение», «закон» и др.) — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар или дхри dhṛ IAST — «держать, поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п."
В «Ригведе» вера в то, что естественная упорядоченность и гармония пронизывает природу и мир, проявляется в ведийской концепции риты, которая выступает как законы природы, как определённый установленный порядок вещей во Вселенной. Рита имеет определённое сходство с древнекитайским понятием дао и гераклической, или стоической концепцией логос. Этот порядок вещей во Вселенной, отражённый в ведийской религии, явился историческим предшественником понятия дхармы. Идея риты была изложена в ведийских гимнах и выступила как фундамент для дхармы в классическом индуизме. Дхарма упоминается в следующем стихе «Ригведы»:
"О Индра, веди нас по пути риты — истинному пути, следуя которому мы сможем преодолеть зло"
Переход от риты к современной идее дхармы происходит в «Брихадараньяка-упанишаде». В Упанишадах дхарма рассматривается как вселенский закон, порядок вещей, гармония, истина, которые проявляются из Брахмана. Дхарма выступает как управляющий моральный принцип во Вселенной. Это сат — истина, один из основных принципов индуизма, который происходит от концепции «единой истины» (экам-сат), изложенной в «Ригведе». Сат выступает в Ведах как одно из качеств Брахмана — сат-чит-ананда (истина-знание-блаженство). Дхарма это не просто закон или устой — это изначальная истина.
В «Брихадараньяка-упанишаде» это объясняется следующим образом:
«Дхарма тождественна истине. Человек, который говорит истину, «говорит дхарму».»
В «Махабхарате» Кришна определяет дхарму как поддерживающую порядок вещей как в материальном мире, так и в мире духовном.
В Бхагавадгите введены понятия «чужой» и «своей» дхармы:
«Лучше своя дхарма, несовершенная, чем успешно исполненная чужая. Лучше смерть в своей дхарме — чужая дхарма опасна.»
Можно отметить, что в индуизме, откуда это понятие изначально было позаимствовано, оно употребляется как одна из основных целей человеческой жизни, которые выстраиваются в следующую иерархию: исполнение желаний (Кама), обретение собственности (Артха), следование долгу (Дхарма) и просветление и избавление от колеса перерождений (Мокша). Для индуиста дхарма — нечто достаточно практическое и приземленное, потому как имеет дело, по большей части, с правами и обязанностями четырех основных каст. Таким образом, дхарме следует тот, кто строго и неукоснительно делает все, что ему предписано кастовой системой, и не злоупотребляет своими правами (ежели таковые имеются). Кто ведет себя неподобающим для своей касты образом — тот не следует дхарме и заслуживает осуждения.
Интересно, что Яма, бог смерти и загробный судья, выступает как дэва, управляющий дхармой и следящий за её соблюдением.
Для буддиста дхарма — нечто гораздо более универсальное и, как следствие, размытое: это и долг, и всеобщий закон вселенной, и собрания излагающих доктрину текстов, и учение Будды вообще (собственно, на протяжении долгого времени оно дхармой и называлось — с приблизительной расшифровкой "то, каким все является на самом деле").
То есть, в понятии Дхарама индуисты скорее фарисеи с их "человек для субботы". А Будда здесь скорее Христос, который сказал "суббота для человека". Также и здесь: не индус для Дхармы , но Дхарма для индуса :D Также как и Христос о Царстве Небесном, также и Будда упорно отказывался обсуждать... саму Нирвану! Почему споры о ней . По поводу того, как именно надо понимать нирвану, среди буддологов и приверженцев буддизма всегда велись и продолжают вестись споры, которые идут до сих пор.
В брахманизме и индуизме нирвана — слияние с Брахманом.
В буддизме нирвана:
свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни);
освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);
состояние сознания, в котором элементы санатаны — потока сознания (дхармы) пребывают в покое;
высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений («нирвана с остатком»)
Ясно одно, что Дхарма для разных дхармических религий РАЗНАЯ! И прежде чем обсуждать деление религий на дхармические и авраамические, нужно понимать, чем они отличаются внутри этих пресловутых определений.
Там все было очень непросто. К. Н. Упадхая в работе «Влияние раннего буддизма на индуистскую мысль» высказал мнение, что термин «нирвана» был заимствован индуистами у буддистов, поскольку он не встречается в добуддистских Упанишадах. Однако Б. Л. Смирнов в комментарии к своему переводу Бхагавад-гиты указал, что слово «нирвана» было известно ещё до возникновения буддистской философии.
И конечно, буддийская Дхарма также сильно отличается от Дхармы индуизма, как христианство от иудаизма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий