Гвидо фон Лист - австрийский поэт, рунолог, оккультист и основатель арманизма в статье «Древнегерманская культура в Средневековье» пишет, что «История арманов также плохо известна, как совсем недавно было известно само слово и понятие «арман». Эта история не дописана по сегодняшний день и лишь немногим известна»…
В своей книге «Тайна рун» он говорит, что древнее германское общество делилось на три касты: интеллигенция (Lehrstand); воины (Werhstand) и крестьянство (Nahrstand). Это кастовое деление он сопоставлял с описанным у Тацита делением германцев на три группы: Ингвеонов (Ingvaeonen); Ирминов (Irminons, Hermionen или Armanen) и Истевонов (Istvaeonen). Именно Irminons (Armanen) – это «те, кто произошел от родовых истоков, от наследников солнечного человека; странствующие правители, солнечные судьи, семаны». Это класс интеллигенции, правителей, скальды, высшая знать, короли, маги и ученые, жрецы, которые имели реальную духовную и социальную власть. Ar-man или Ir-min – солнечный человек.
Германский приверженец рунической школы, основанной Гвидо фон Листом, Зигфрид Адольф Куммер на страницах книги «Священная власть рун» объясняя руну «Ar» говорит и об Арманах: «Ar – солнечный орел, дворянин, Ar-mann - арман, Сын Божий, Aar = господин, Harmann – высший человек»…
Понятие Arman известно не только германской традиции, но и древнетюркской.
Магистр филологии Амир Эйваз в работе «Древняя тюркская страна Азербайджан» говорит, что слово «ар-ман» имеет древнетюркские корни. «Ар» (Ər) – тюркское - «воин», «муж»; «ман» (mən) – древнетюркское «человек». У некоторых тюркских народов есть мужское имя Арман. Древнетюркское государство на Кавказе носило название «Армания».
«Этимологический словарь тюркских языков» (С.А. Старостин, А.В. Дыбо, О.А. Мудрак) сообщает, что одним из смыслов пратюркской корневой основы: «Ar-» является значение: «дар»:
Караханидский: armaɣan
Турецкий: armaɣan
Среднетюркский: armaɣan
Азербайджанский: armaɣan
Киргизский: arna-
Эту корневую пратюркскую основу [«Ar-» - «дар»] можно связать с понятием [«Ar-» - «воин»] в смысле, как «дар – это то, что заслужил воин своими ратными делами». И в этом значении эта корневая основа совпадает с прагерманской корневой основой «Arnēn-», «Arnōn-», что значит – «eArn, merit» - «достоинство, быть достойным, заслужить, завоевать славу». То есть именно то, что и делает Воин, Муж – «Ar» (Ər). Сравни: древнеанглийский: eArnian (-ode/-ade/-ede; -od/-ad) – «выигрывать»; английский: eArn – «заслужить»; древневерхненемецкий: Arnōn, средне-верхненемецкий: Arnen - «пожинать, собирать жатву».
Как нельзя лучше для иллюстрации данных уподоблений подойдет притча из тюркской рунической книги «Ырк-битиг», где говориться, что юноша, достигший на поле боя Мужества, заслуживший, завоевавший славу Героя, стал вестником Эрлик-хана, собирая «жатву» – души убитых воинов.
Мы помним, что бог Эрлик на поле брани инициировал воинов в шаманы (см. гл.8 Книги про Эрлика). «Ерлiк» на казахск. – «мужественный», а «Ар» = «Эр» - муж, честь, чистота. Но Эрлик-хан – отец шаманов, поэтому на праалтайском: «ăr» также значит – «волшебство, искусство», а на пратюркском: «Ar-» также – «колдовать, заклинать»:
Древнетюркский: ar-
Караханидский: ar-
Турецкий: arpaɣ
Татарский: arbɨ-
Среднетюркский: arba-
Узбекский: avra-
Уйгурский: a(r)ba-
Сарыюгурский: arva-
Туркменский: arvax
Хакасский: arba-
Шорский: arba-;
Ойратский: arba-n-
Якутский: arbā-
Киргизский: arba-
Казахский: arba-
Башкирский: arba-
Каракалпакский: arba-
Историк Ризван Гусейнов в исследовании «Древнее тюркское наследие: Саки Сисакана и Арана» сообщает, что в тюркском языке есть слово orman (в чувашск. - wArman), что в переводе на русский значит - «лес». Гвидо фон Лист, описывая историю гонения на германских Арман со стороны римской церкви, говорит, что «Несмотря на это арманы не погибли, а продолжали жить и работать тайно, частично среди христиан, частично в труднодоступных лесных массивах и на отдаленных островах». Именно в заповедных дубовых рощах древнегерманские жрецы-арманы совершали свои обряды. «Лес» = «Arman». Известно, что у германцев дубовые венки считались символом воинской доблести. Но и на алтайском языке слово «Эрмен агаш» («Эрмен агажы») означает – «дуб». Более того, дерево дуб упоминается в призываниях алтайских шаманов. Так в призывании «Кёк-Ёлё», где представлен образ предка-шамана Кёк-Ёлё, имеются следующие слова: «Эрмен агаш пÿрÿ / Jалбыр тÿшкен Ак-öлö, / Кöк манjагын табыжы / Кöк теҤередиҤ сыҤылты. / Кöк кÿзÿҤÿ табыжы / Кöк айастыҤ кÿкÿртиндий» («Листья дуба / Распустились пушисто, Ак-ёлё! / Шум синего мандьака твоего, / Подобен грозе синего неба. / Звон синих колокольчиков, / Подобен грому синей ясности») (А.В. Анохин «Материалы по шаманству у алтайцев», цит. по Н.Р. Ойноткинова «Поэтика шаманских призываний алтайцев»). (Примеч. «мандьак» - ритуальное одеяние шамана).
Филолог профессор Фирудин Агасыоглу в статье «Как хаи стали «армянами» пишет, что слово «Арман» относится к древнему тюркскому роду Передней и Средней Азии. Тюркские этнотопонимы с компонентом Арман/Эрмен известны от Передней Азии до Алтая:
Ермен дагы (Гора Эрмен) (Казахстан)
Эрментау (город) (Казахстан)
Эриман (Казахстан, топоним в области Агадыр )
Эрман гышлагы (кишлак Эрмен) (=Хазарак, Узбекистан, район Сарыосийе)
Эрмен-дели (степь) (Туркмения, район Йыланлы)
Эрменигум (Туркмения, топоним - Атаниязов)
Арман-гала / Крепость Арман (крепость близ Ашгабада)
Арман (топоним в том же месте, упоминается в 1818-м году)
Арман (топоним в Башкирии, район Баймак)
Слово «Эрмен» употребляется в Казахской, Узбекской, Туркменской, Башкирской этнотопонимии. Сам факт того, что это ничто другое, как этнотопоним доказывает одно обстоятельство, что словом «Арман/Эрман/Эрмен» назывались и родовые подразделения.
Топоним «Арме/Арман» используется как название различных местностей в Азии еще с 3 тыс. до н.э.. В записях, относящемуся к аккадскому царю Нарам-Суэну и его деду Саргону можно встретить следующее: SAG. GIS . RA ARMANIM. U EB-LA. Ar-ma-n Am u EBLA. В этих текстах, словом Arman обозначается область в стране субарейцев. Субарейцы - тюрки субар-сабиры скифо-гуннского периода (Ризван Гусейнов).
В алтайском эпосе «Алып-Манаш» супруга богатыря имеет имя Ермен-Чечен: «Луна и звезды засияли, когда родилась Ермен-Чечен. Она быстрей травы, как камыш, росла. Словно мальчик, диких коней объезжала Ермен-Чечен». В алтайской былине «Сай-Солонг» записанной у сказителя Н. Улагашева также встречается слово «Эрмен». В эпосе Маадай-Кара читаем: «Хозяева, эзен, эзен! Почтенные, эрмен, эрмен! К вам, проезжая этот край, Заехал я, Тастаракай». В этом месте «Эзен, эрмен» означает алтайское приветствие. Также из алтайских шаманских текстов можно узнать о «Эрмен-хане». Телеутский шаман, восходя к Ульгеню, на 3-ем слое неба встречает «мать буру белого марала — хранителя (заведующего) всеми бурами Эрмен-кана. Эрмен-кан считается творцом душ («кута») как диких промысловых зверей, так и домашнего скота. (Н.П. Дыренкова «Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы»). Кам должен был обязательно побывать у Эрмен-хана перед любым камланием, чтобы выпросить у него бура того или иного божества, поймать его, привязать к специально сделанному для этого пригону. Это гарантировало безотлучное нахождение того или иного персонажа дома во время камлания.
Дуб – дерево бога Донара, германского громовержца Тора. Ранее мы уже идентифицировали германского Тора с тюркским громовержцем Тором (см. статью «Скандинавский Тор - Тенгри»). У Тенгри и тюркской богини Умай имеется своя символика – это трилистник. Трилистник в тюркской мифологии имеет немалое значение, часто изображаясь в тюркских орнаментах. Тюркские женщины носили серьги и ожерелья в виде трилистника. На флаге тюркского народа сыбыр-татары изображен трилистник. В виде геральдической лилии трилистник встречается на доспехах времен Золотой Орды. Или, например, в орнаменте в золотоордынских круглых металлических зеркалах (Р.Г.Фахрутдинов «История татарского народа и Татарстана»). Символ трехлепестковой лилии характерен для орнаментальной культуры алтайского народа, которая ведет свою генеалогию от скифских традиций. Алтайская растительная орнаментальная символика абсолютно идентична основным элементам орнамента алтайским племенам скифского времени, но при этом остается еще мало изученной (В.И. Эдоков «Алтайский орнамент»). Лилию можно увидеть, например, уже на скифском войлочном ковре из пятого Пазырыкского кургана. Орнаменты трилистника и лилии являются основным орнаментальным мотивом на найденных артефактах из пятого Пазырыкского кургана. Трёхлепестковую лилию, как самостоятельное украшение конского убора мы находим «почти во всех Пазырыкских курганах, а также в известном уже нам орнаменте, покрывающем кожаный кошелёк из второго Пазырыкского кургана. Мы видим её и в орнаменте кожаных накладок на седельные луки (первый и второй Пазырыкские курганы). Как второстепенный, подчинённый общей композиции элемент трёхлепестковая пальметка встречается на подвесных бляхах конского убора с изображением животных» (С.И.Руденко «Горноалтайские находки и скифы»). Фулканелли в «Философские обители» раскрывая тайные символы алхимии, говорит о геральдической лилии, что она как символ свидетельствует об абсолютной истине, совершенном знании, Мудрости. Она – «корона Философа, печать науки и веры», символ духовной и светской власти рыцарства. Напомню, что американские ученые К.Скотт Литлтон и Линда А.Малкор считают родоначальниками европейского рыцарства именно западносибирских скифов.
А теперь вернемся к германским Арманам. Их священным символом, по мнению Гвидо фон Листа был знак Armalein, который равен Hermelin (фр. - Hermine) – геральдическому горностаю. Эти оба символа: Armalein и Hermelin сходны с геральдической лилией (см. статью о духе Эрмене - Gunnar von Groppenbruch «Das Reich aus dem Lichte. Unser Urvolk»).
В алтайском шаманском призывании «Кёк-Ёлё» могущественный образ предка-шамана отождествляется с величием Природы: с дубом («Эрмен»), с грозой и громом. Алтайское выражение «теҤередий кÿкÿрт» значит «гром небесный», а слово «теҤери» - это «Небо» или «Бог», то есть Тенгри, символ которого трехлистный лотос. Если вспомнить, например, бронзовую статуэтку громовержца Тора из Эйя-Фьорда, в Северной Исландии (1000 г. н.э.) с Мьелниром в руках в виде трилистника или изображение его отца, бога Одина верхом на Слейпнире с трехлепестковой «ваджрой» в руках с иллюстрации исландского манускрипта 18 века, то мы можем совершенно справедливо поставить знак равенства не только между Тором и Тенгри, но и между германским понятием «Arman» и древнетюркским, древнеалтайским представлением об «Арман/Эрмен».
В своей книге «Тайна рун» он говорит, что древнее германское общество делилось на три касты: интеллигенция (Lehrstand); воины (Werhstand) и крестьянство (Nahrstand). Это кастовое деление он сопоставлял с описанным у Тацита делением германцев на три группы: Ингвеонов (Ingvaeonen); Ирминов (Irminons, Hermionen или Armanen) и Истевонов (Istvaeonen). Именно Irminons (Armanen) – это «те, кто произошел от родовых истоков, от наследников солнечного человека; странствующие правители, солнечные судьи, семаны». Это класс интеллигенции, правителей, скальды, высшая знать, короли, маги и ученые, жрецы, которые имели реальную духовную и социальную власть. Ar-man или Ir-min – солнечный человек.
Германский приверженец рунической школы, основанной Гвидо фон Листом, Зигфрид Адольф Куммер на страницах книги «Священная власть рун» объясняя руну «Ar» говорит и об Арманах: «Ar – солнечный орел, дворянин, Ar-mann - арман, Сын Божий, Aar = господин, Harmann – высший человек»…
Понятие Arman известно не только германской традиции, но и древнетюркской.
Магистр филологии Амир Эйваз в работе «Древняя тюркская страна Азербайджан» говорит, что слово «ар-ман» имеет древнетюркские корни. «Ар» (Ər) – тюркское - «воин», «муж»; «ман» (mən) – древнетюркское «человек». У некоторых тюркских народов есть мужское имя Арман. Древнетюркское государство на Кавказе носило название «Армания».
«Этимологический словарь тюркских языков» (С.А. Старостин, А.В. Дыбо, О.А. Мудрак) сообщает, что одним из смыслов пратюркской корневой основы: «Ar-» является значение: «дар»:
Караханидский: armaɣan
Турецкий: armaɣan
Среднетюркский: armaɣan
Азербайджанский: armaɣan
Киргизский: arna-
Эту корневую пратюркскую основу [«Ar-» - «дар»] можно связать с понятием [«Ar-» - «воин»] в смысле, как «дар – это то, что заслужил воин своими ратными делами». И в этом значении эта корневая основа совпадает с прагерманской корневой основой «Arnēn-», «Arnōn-», что значит – «eArn, merit» - «достоинство, быть достойным, заслужить, завоевать славу». То есть именно то, что и делает Воин, Муж – «Ar» (Ər). Сравни: древнеанглийский: eArnian (-ode/-ade/-ede; -od/-ad) – «выигрывать»; английский: eArn – «заслужить»; древневерхненемецкий: Arnōn, средне-верхненемецкий: Arnen - «пожинать, собирать жатву».
Как нельзя лучше для иллюстрации данных уподоблений подойдет притча из тюркской рунической книги «Ырк-битиг», где говориться, что юноша, достигший на поле боя Мужества, заслуживший, завоевавший славу Героя, стал вестником Эрлик-хана, собирая «жатву» – души убитых воинов.
Мы помним, что бог Эрлик на поле брани инициировал воинов в шаманы (см. гл.8 Книги про Эрлика). «Ерлiк» на казахск. – «мужественный», а «Ар» = «Эр» - муж, честь, чистота. Но Эрлик-хан – отец шаманов, поэтому на праалтайском: «ăr» также значит – «волшебство, искусство», а на пратюркском: «Ar-» также – «колдовать, заклинать»:
Древнетюркский: ar-
Караханидский: ar-
Турецкий: arpaɣ
Татарский: arbɨ-
Среднетюркский: arba-
Узбекский: avra-
Уйгурский: a(r)ba-
Сарыюгурский: arva-
Туркменский: arvax
Хакасский: arba-
Шорский: arba-;
Ойратский: arba-n-
Якутский: arbā-
Киргизский: arba-
Казахский: arba-
Башкирский: arba-
Каракалпакский: arba-
Историк Ризван Гусейнов в исследовании «Древнее тюркское наследие: Саки Сисакана и Арана» сообщает, что в тюркском языке есть слово orman (в чувашск. - wArman), что в переводе на русский значит - «лес». Гвидо фон Лист, описывая историю гонения на германских Арман со стороны римской церкви, говорит, что «Несмотря на это арманы не погибли, а продолжали жить и работать тайно, частично среди христиан, частично в труднодоступных лесных массивах и на отдаленных островах». Именно в заповедных дубовых рощах древнегерманские жрецы-арманы совершали свои обряды. «Лес» = «Arman». Известно, что у германцев дубовые венки считались символом воинской доблести. Но и на алтайском языке слово «Эрмен агаш» («Эрмен агажы») означает – «дуб». Более того, дерево дуб упоминается в призываниях алтайских шаманов. Так в призывании «Кёк-Ёлё», где представлен образ предка-шамана Кёк-Ёлё, имеются следующие слова: «Эрмен агаш пÿрÿ / Jалбыр тÿшкен Ак-öлö, / Кöк манjагын табыжы / Кöк теҤередиҤ сыҤылты. / Кöк кÿзÿҤÿ табыжы / Кöк айастыҤ кÿкÿртиндий» («Листья дуба / Распустились пушисто, Ак-ёлё! / Шум синего мандьака твоего, / Подобен грозе синего неба. / Звон синих колокольчиков, / Подобен грому синей ясности») (А.В. Анохин «Материалы по шаманству у алтайцев», цит. по Н.Р. Ойноткинова «Поэтика шаманских призываний алтайцев»). (Примеч. «мандьак» - ритуальное одеяние шамана).
Филолог профессор Фирудин Агасыоглу в статье «Как хаи стали «армянами» пишет, что слово «Арман» относится к древнему тюркскому роду Передней и Средней Азии. Тюркские этнотопонимы с компонентом Арман/Эрмен известны от Передней Азии до Алтая:
Ермен дагы (Гора Эрмен) (Казахстан)
Эрментау (город) (Казахстан)
Эриман (Казахстан, топоним в области Агадыр )
Эрман гышлагы (кишлак Эрмен) (=Хазарак, Узбекистан, район Сарыосийе)
Эрмен-дели (степь) (Туркмения, район Йыланлы)
Эрменигум (Туркмения, топоним - Атаниязов)
Арман-гала / Крепость Арман (крепость близ Ашгабада)
Арман (топоним в том же месте, упоминается в 1818-м году)
Арман (топоним в Башкирии, район Баймак)
Слово «Эрмен» употребляется в Казахской, Узбекской, Туркменской, Башкирской этнотопонимии. Сам факт того, что это ничто другое, как этнотопоним доказывает одно обстоятельство, что словом «Арман/Эрман/Эрмен» назывались и родовые подразделения.
Топоним «Арме/Арман» используется как название различных местностей в Азии еще с 3 тыс. до н.э.. В записях, относящемуся к аккадскому царю Нарам-Суэну и его деду Саргону можно встретить следующее: SAG. GIS . RA ARMANIM. U EB-LA. Ar-ma-n Am u EBLA. В этих текстах, словом Arman обозначается область в стране субарейцев. Субарейцы - тюрки субар-сабиры скифо-гуннского периода (Ризван Гусейнов).
В алтайском эпосе «Алып-Манаш» супруга богатыря имеет имя Ермен-Чечен: «Луна и звезды засияли, когда родилась Ермен-Чечен. Она быстрей травы, как камыш, росла. Словно мальчик, диких коней объезжала Ермен-Чечен». В алтайской былине «Сай-Солонг» записанной у сказителя Н. Улагашева также встречается слово «Эрмен». В эпосе Маадай-Кара читаем: «Хозяева, эзен, эзен! Почтенные, эрмен, эрмен! К вам, проезжая этот край, Заехал я, Тастаракай». В этом месте «Эзен, эрмен» означает алтайское приветствие. Также из алтайских шаманских текстов можно узнать о «Эрмен-хане». Телеутский шаман, восходя к Ульгеню, на 3-ем слое неба встречает «мать буру белого марала — хранителя (заведующего) всеми бурами Эрмен-кана. Эрмен-кан считается творцом душ («кута») как диких промысловых зверей, так и домашнего скота. (Н.П. Дыренкова «Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы»). Кам должен был обязательно побывать у Эрмен-хана перед любым камланием, чтобы выпросить у него бура того или иного божества, поймать его, привязать к специально сделанному для этого пригону. Это гарантировало безотлучное нахождение того или иного персонажа дома во время камлания.
Дуб – дерево бога Донара, германского громовержца Тора. Ранее мы уже идентифицировали германского Тора с тюркским громовержцем Тором (см. статью «Скандинавский Тор - Тенгри»). У Тенгри и тюркской богини Умай имеется своя символика – это трилистник. Трилистник в тюркской мифологии имеет немалое значение, часто изображаясь в тюркских орнаментах. Тюркские женщины носили серьги и ожерелья в виде трилистника. На флаге тюркского народа сыбыр-татары изображен трилистник. В виде геральдической лилии трилистник встречается на доспехах времен Золотой Орды. Или, например, в орнаменте в золотоордынских круглых металлических зеркалах (Р.Г.Фахрутдинов «История татарского народа и Татарстана»). Символ трехлепестковой лилии характерен для орнаментальной культуры алтайского народа, которая ведет свою генеалогию от скифских традиций. Алтайская растительная орнаментальная символика абсолютно идентична основным элементам орнамента алтайским племенам скифского времени, но при этом остается еще мало изученной (В.И. Эдоков «Алтайский орнамент»). Лилию можно увидеть, например, уже на скифском войлочном ковре из пятого Пазырыкского кургана. Орнаменты трилистника и лилии являются основным орнаментальным мотивом на найденных артефактах из пятого Пазырыкского кургана. Трёхлепестковую лилию, как самостоятельное украшение конского убора мы находим «почти во всех Пазырыкских курганах, а также в известном уже нам орнаменте, покрывающем кожаный кошелёк из второго Пазырыкского кургана. Мы видим её и в орнаменте кожаных накладок на седельные луки (первый и второй Пазырыкские курганы). Как второстепенный, подчинённый общей композиции элемент трёхлепестковая пальметка встречается на подвесных бляхах конского убора с изображением животных» (С.И.Руденко «Горноалтайские находки и скифы»). Фулканелли в «Философские обители» раскрывая тайные символы алхимии, говорит о геральдической лилии, что она как символ свидетельствует об абсолютной истине, совершенном знании, Мудрости. Она – «корона Философа, печать науки и веры», символ духовной и светской власти рыцарства. Напомню, что американские ученые К.Скотт Литлтон и Линда А.Малкор считают родоначальниками европейского рыцарства именно западносибирских скифов.
А теперь вернемся к германским Арманам. Их священным символом, по мнению Гвидо фон Листа был знак Armalein, который равен Hermelin (фр. - Hermine) – геральдическому горностаю. Эти оба символа: Armalein и Hermelin сходны с геральдической лилией (см. статью о духе Эрмене - Gunnar von Groppenbruch «Das Reich aus dem Lichte. Unser Urvolk»).
В алтайском шаманском призывании «Кёк-Ёлё» могущественный образ предка-шамана отождествляется с величием Природы: с дубом («Эрмен»), с грозой и громом. Алтайское выражение «теҤередий кÿкÿрт» значит «гром небесный», а слово «теҤери» - это «Небо» или «Бог», то есть Тенгри, символ которого трехлистный лотос. Если вспомнить, например, бронзовую статуэтку громовержца Тора из Эйя-Фьорда, в Северной Исландии (1000 г. н.э.) с Мьелниром в руках в виде трилистника или изображение его отца, бога Одина верхом на Слейпнире с трехлепестковой «ваджрой» в руках с иллюстрации исландского манускрипта 18 века, то мы можем совершенно справедливо поставить знак равенства не только между Тором и Тенгри, но и между германским понятием «Arman» и древнетюркским, древнеалтайским представлением об «Арман/Эрмен».
Комментариев нет:
Отправить комментарий