Сегодня мы наблюдаем все более широкое распространение путаницы и подмены понятий среди русских патриотов, имперцев и традиционалистов. Размытию подвергается само ключевое, краеугольное понятие «традиционализма». Мы ставим себе задачу прояснить наши понятия, отчистить их от профанации и плевел иносмыслов.
Традиционализм – это философское направление, возникшее в начале XX века в Европе, связанное с такими именами как: Рене Генон, Юлиус Эвола, Титус Буркхардт, Мирча Элиаде и др.
Традиционализм не является религией, ни новой, ни старой. Это мировоззрение и философия, которая опирается на следующие принципы:
1) Представление о единой Примордиальной Традиции как о Древе и общем корне всех частных этнических традиций (с малой буквы) и религий. Иначе говоря, в своей эзотерической (внутренней, сокрытой) части все традиции и религии мира, согласно народной культуре, выражают единый Принцип. Постижение эзотерического знания осуществляется через цепь посвящений. Само слово «традиция» восходит к латинскому «tradere» - «передавать», то есть речь идет о непосредственной передачи инициации (посвящения).
2) Утверждение о том, что реальность метафизической Традиции, трансцендентного уровня бытия, является доминирующей по отношению к современному профанному и вырожденческому миру. Индивидуальная и общественная жизнь, само общество и государство должны выстраиваться в четком согласии с сакральным порядком, Божьим замыслом.
3) Утверждение о том, что сегодня в эпоху Современности – Модерна, цепь передачи порвана, Традиция умерщвлена секулярной позитивистской наукой, профанирована проходимцами, сведшими её до развлечения светского общества; сведена до «обычая» и «привычки». Иначе, сегодня мы живем в анти-Традиционное время, которое основоположники философии традиционализма справедливо называли Железным Веком или Кали-Югой. Если ранее европейские общества жили согласно своим народным традициями, в лоне Церкви и т.д., то есть находились в традиции – в цепи передачи Вечной Мудрости от времен будь то Адама, или Золотого Века, то в эпоху современности цепь порвана. И в эту эпоху появляется традиционализм.
Из вышесказанного следует, что Традиция (с большой буквы) – это Первоисток и Принцип. А традиционализм – это ориентация на Традицию в мире, где цепь передачи порвана; в анти-Традиционном мире.
Традиционализм объявляет войну Модерну, как десакрализованному, безбожному и беспорядочному миру, ориентируясь на высшие идеалы и порядок организации общества, государства и всего Мира.
Сегодня же распространяется путаница, когда Традицию путают с традицией (с маленькой буквы), где последняя – это та или иная религия, традиция того или иного народа это ветвь на общем древе Традиции. Отсюда берет свои корни иное, в корне неверное, понимание термина «традиционализм», которое является новым эвфемизмом этноцентризма и шире – национализма, расизма; где традиционализм – это приверженность народной религии, культуре и языку.
В таком контексте широко распространенные характеристики «традиционалистичности» и «традиционности», приписываемые тому или иному явлению, идеи либо автору в контексте той или иной традиции, являются оксюмороном.
Сочетания «православный традиционализм», «языческий традиционализм» стоит понимать как православие, обогащенное философией традиционализма, либо одну из языческих религий, также обогащенную традиционалистким методом.
«Традиционное» - относящееся к конкретной традиции, «традиционалистское» - относящее к философии традиционализма, примененной к конкретной религии, либо без такового применения (Эвола).
Традиционализм и общество
Для традиционалистского подхода в социальной сфере свойственно следование трём принципам: иерархии, империи и примату сакрального в обществе. Как мы уже указали, основное свойство традиционализма – это всеобщая доминация трансцендентного и видение человека как существа, чьей единственной целью является трансценденция (то есть выход за пределы себя, индивидуума, приобщение к Абсолюту).
Эта цель – соответствие божественному порядку – и задаёт социальную структуру, включающую в себя чёткую иерархию по принципу степени инициированности в Традицию, знания, силы и тд. При этом в качестве идеала обычно рисуется общество наоборот внеиерархичное, построенное на всеобщей трансценденции, просветлении. Однако на земле, в условиях падшего мироздания, необходима строгая иерархия и сильное государство, фактически враждующее с мирозданием и его разрушительными и энтропическими тенденцияи.
Традиционализм к России применил философ девятнадцатого века Константин Леонтьев. Парадоксально, но он предсказал метод, который впоследствии провозгласили Генон и Эвола.
В понимании Леонтьева, основной Традицией для России является Православие византийского образца. К России переходит звание Катехона (то есть царства, предотвращающего наступление конца света) и, таким образом, судьбы всего мира лежит на плечах России и за счёт этого она получает особый онтологический статус.
Говоря языком Традиционализма, можно сказать, что Примордиальная Традиция, идущая от Ветхого Адама, для России не играет более особой роли, так как с приходом Христа начинает свой восход обновлённая Традиция, хранителем которой и является Россия. Тот факт, что Россия является хранителем Истины, оправдывает любые "перегибы" в ее социальном устройстве – а основная цель России – это хранение и "консервация" Христианства в народных массах. Будучи с одной стороны сторонником аристократизма, Леонтьев наблюдал вырождение массы дворянства и посему видел народ как последний предохраняющий от вырождения фактор. Народные массы для Леонтьева не «чернь», но один из органических элементов страны, люди, оберегающие и сохраняющие её Истину.
С точки зрения традиционализма, в обществе есть два элемента – трансцендентное (то есть запредельное, непознаваемое), находящее своё выражение в сакральном – сферах, непосредственно связанных с религией, духом и имманентное – формы выражения государственных и социальных структур. В "идеальном" государстве (для падшего мира, так как после "исправления" мироздания имманентное и трансцендентное сольются воедино) должен соблюдаться баланс между этими двумя элементами, Богу должно воздаваться Богово, а Кесарю – кесарево. Однако в реальности мы имеем дело с частыми перегибами, в последнее время, в основном, в сторону имманентности.
Таким перегибом, без сомнения, был СССР, в котором трансцендентное было спущено на землю, превратившись в эсхатологическую идею коммунизма. Имперские структуры, иерархия, орденская система же при этом сохранялась, равно как и квазирелигиозная мораль, ставшая моралью советского человека. Средний советский человек, с его чувством иерархии, любовью к Родине, коллективизмом и ощущением братства, в принципе, является некатехизированым (и некрещеным) христианином. Вера в Бога даже в эпоху гонений по соцопросам достигала 50% (а фактически, очевидно, больше) - то есть, несмотря на гонения на церковь, искоренить веру в Абсолютное из народу не удалось, хотя во многом удалось удалить Абсолют из жизни в сферу абсолютно-трансцендентного и недосягаемого, разрушить связь людей с «традицией» - то есть конкретным выражением Традиции — воцерковлённости, жизни по Библии и тд и тп.
Таким образом, сейчас в России можно выделить два направления, являющихся осознанными или неосознанными традиционалистами.
Первое – это люди, сохранившие заряд советской имманентности и уделяющие мало внимания объективной реальности духа и его окормлению. Это форма без сути, но в наше время ценна даже она. Сюда одновременно входят все сторонники сильного государства, не подчиняющие его никакой идее или религии. Сталинисты и большинство национал-социалистов входят именно сюда. Первым стать истинными традиционалистами мешают марксистские материалистические догмы и стремление к равенству (в реальности же возможно лишь братство, но социальное равенство пока недостижимо из-за естественного, врождённого неравенства). Вторые славятся любовью к низведению Трансцендентного до профанного уровня, изобретения "удобных" концепций, любви к "Сверхчеловечеству".
Уточню, что концепция "Сверхчеловека" является вершиной имманентного вырождения, пародией на человека просветленного (инициированного, святого, имеющего гнозис и тд). Иллюстрацию даёт Ветхий Завет - "Сверхчеловек" Голиаф падает от камня из пращи пастуха. Любой скрюченных старик, имеющий Духа, спокойно выйдет на бой с любым титаном-сверхчеловеком, зная, что он победит, если на то будет воля Бога – если же он проиграет, то на то точно так же есть воля Бога и в этом будет его победа. Гнозис, инициация есть залог абсолютной и стопроцентной победы в Боге и с Богом, в то время как сверхчеловечество так же подвержено тлению и растворению в пыль. Максимум, что может быть позволено сверхчеловечеству – это быть состоянием для масс, которые ещё не готовы полностью трансцендировать в Абсолют. Это действительно будет достижением для человечества – но достижением абсолютно ничтожным, как ничтожны все человеческие дела перед лицом Абсолюта.
Таким образом, извращение имманентизма должно быть исправляемо прививкой Духа и Традиции.
Другой крайностью являются ультратрадиционалисты, вроде православных монархистов и хоругвеносцев. Будучи верными религии, они зачастую не видят веяний времени, цепляясь за реально устаревшие формы и символы, которые уже не могут привести к Богу. Речь, конечно, идёт не о Церкви, которая для России есть светоч Истины и единственный Путь, но о царебожии (ереси), акценте не на тех частях Писания, на которые следует обращать внимание в наше время, излишней агрессивностью там, где не нужно и молчанием там, где действительно зреет опасность. Сюда же примыкают различные секты (КОБ, партия "Воля"). Имея чистейшие намерения, эти люди наоборот высмеивают и профанируют Традицию в глазах масс – именно по причине недостатка имманентности и адаптации форм к новым реалиям.
Безусловно, существуют группы и отдельные люди в обоих направлениях и вне их, которые органично сочетают оба направления и действуют правильно. Нашей целью как раз и является объединение таких и исправление обоих направлений.
Относительно современного мира же нужно сказать, что, в соответствие с традиционалистской парадигмой, сутью истории является постепенная деградация мира, что мы и можем наблюдать на улицах наших городов. Бал правит капитал, консюмеризм (культ потребления), разврат, превращенный в метод заработка и контроля, профанация всего и вся. Мир с таким мiром невозможен и не нужен. По словам преподобного Исидора Пелусиота: "Есть, премудрый, и брань святая, и мир, хуже всякой непримиримой брани, по сказанному: возревновах на беззаконныя, мир грешников зря (Пс.72:5). "
Дело людей Традиции – противостоять вырождающемуся и падшему мирозданию, сохраняя и приумножая огонь Логоса, стараясь донести его и до прочих.
Посему, применительно к России, необходимо понимать, что выражение Традиции для неё есть Православная Империя, адаптированная к новым временам и готовая сопротивляться мiру, который всё стремительней приближается к царству антихриста. Это не означает непринятия прочих традиций, основанных на единобожии и принятии Абсолютного, однако главный вектор её должен быть именно таковым. В России могут быть допущены те неправославные культуры, которые признают общий вектор направления к Абсолютному и отказу от пропаганды ценностей падшего мира. Мы можем предположить, что существуют культуры, историческая цель которых — жизнь по старому завету (Церковь признает возможность помилования нехристиан, равно как и в Библии мы можем найти слова, дающие им надежду). Поскольку Россия огромна в своих пространствах, то неизбежно должен быть найден баланс между общим Православным вектором страны и небольшими культами — иначе это приведёт к борьбе всех против всех. В то же время должна быть выстроена идеологическая оборона против вредоносных, противостоящих Абсолюту культов — в частности, многим направлениям протестантизма, всяческим синкретическим культам «Нового поколения», постмодернистским версиям буддизма, политическим теологиям и прочим враждебным началам.
http://a-bellum.livejournal.com/966.html
Традиционализм – это философское направление, возникшее в начале XX века в Европе, связанное с такими именами как: Рене Генон, Юлиус Эвола, Титус Буркхардт, Мирча Элиаде и др.
Традиционализм не является религией, ни новой, ни старой. Это мировоззрение и философия, которая опирается на следующие принципы:
1) Представление о единой Примордиальной Традиции как о Древе и общем корне всех частных этнических традиций (с малой буквы) и религий. Иначе говоря, в своей эзотерической (внутренней, сокрытой) части все традиции и религии мира, согласно народной культуре, выражают единый Принцип. Постижение эзотерического знания осуществляется через цепь посвящений. Само слово «традиция» восходит к латинскому «tradere» - «передавать», то есть речь идет о непосредственной передачи инициации (посвящения).
2) Утверждение о том, что реальность метафизической Традиции, трансцендентного уровня бытия, является доминирующей по отношению к современному профанному и вырожденческому миру. Индивидуальная и общественная жизнь, само общество и государство должны выстраиваться в четком согласии с сакральным порядком, Божьим замыслом.
3) Утверждение о том, что сегодня в эпоху Современности – Модерна, цепь передачи порвана, Традиция умерщвлена секулярной позитивистской наукой, профанирована проходимцами, сведшими её до развлечения светского общества; сведена до «обычая» и «привычки». Иначе, сегодня мы живем в анти-Традиционное время, которое основоположники философии традиционализма справедливо называли Железным Веком или Кали-Югой. Если ранее европейские общества жили согласно своим народным традициями, в лоне Церкви и т.д., то есть находились в традиции – в цепи передачи Вечной Мудрости от времен будь то Адама, или Золотого Века, то в эпоху современности цепь порвана. И в эту эпоху появляется традиционализм.
Из вышесказанного следует, что Традиция (с большой буквы) – это Первоисток и Принцип. А традиционализм – это ориентация на Традицию в мире, где цепь передачи порвана; в анти-Традиционном мире.
Традиционализм объявляет войну Модерну, как десакрализованному, безбожному и беспорядочному миру, ориентируясь на высшие идеалы и порядок организации общества, государства и всего Мира.
Сегодня же распространяется путаница, когда Традицию путают с традицией (с маленькой буквы), где последняя – это та или иная религия, традиция того или иного народа это ветвь на общем древе Традиции. Отсюда берет свои корни иное, в корне неверное, понимание термина «традиционализм», которое является новым эвфемизмом этноцентризма и шире – национализма, расизма; где традиционализм – это приверженность народной религии, культуре и языку.
В таком контексте широко распространенные характеристики «традиционалистичности» и «традиционности», приписываемые тому или иному явлению, идеи либо автору в контексте той или иной традиции, являются оксюмороном.
Сочетания «православный традиционализм», «языческий традиционализм» стоит понимать как православие, обогащенное философией традиционализма, либо одну из языческих религий, также обогащенную традиционалистким методом.
«Традиционное» - относящееся к конкретной традиции, «традиционалистское» - относящее к философии традиционализма, примененной к конкретной религии, либо без такового применения (Эвола).
Традиционализм и общество
Для традиционалистского подхода в социальной сфере свойственно следование трём принципам: иерархии, империи и примату сакрального в обществе. Как мы уже указали, основное свойство традиционализма – это всеобщая доминация трансцендентного и видение человека как существа, чьей единственной целью является трансценденция (то есть выход за пределы себя, индивидуума, приобщение к Абсолюту).
Эта цель – соответствие божественному порядку – и задаёт социальную структуру, включающую в себя чёткую иерархию по принципу степени инициированности в Традицию, знания, силы и тд. При этом в качестве идеала обычно рисуется общество наоборот внеиерархичное, построенное на всеобщей трансценденции, просветлении. Однако на земле, в условиях падшего мироздания, необходима строгая иерархия и сильное государство, фактически враждующее с мирозданием и его разрушительными и энтропическими тенденцияи.
Традиционализм к России применил философ девятнадцатого века Константин Леонтьев. Парадоксально, но он предсказал метод, который впоследствии провозгласили Генон и Эвола.
В понимании Леонтьева, основной Традицией для России является Православие византийского образца. К России переходит звание Катехона (то есть царства, предотвращающего наступление конца света) и, таким образом, судьбы всего мира лежит на плечах России и за счёт этого она получает особый онтологический статус.
Говоря языком Традиционализма, можно сказать, что Примордиальная Традиция, идущая от Ветхого Адама, для России не играет более особой роли, так как с приходом Христа начинает свой восход обновлённая Традиция, хранителем которой и является Россия. Тот факт, что Россия является хранителем Истины, оправдывает любые "перегибы" в ее социальном устройстве – а основная цель России – это хранение и "консервация" Христианства в народных массах. Будучи с одной стороны сторонником аристократизма, Леонтьев наблюдал вырождение массы дворянства и посему видел народ как последний предохраняющий от вырождения фактор. Народные массы для Леонтьева не «чернь», но один из органических элементов страны, люди, оберегающие и сохраняющие её Истину.
С точки зрения традиционализма, в обществе есть два элемента – трансцендентное (то есть запредельное, непознаваемое), находящее своё выражение в сакральном – сферах, непосредственно связанных с религией, духом и имманентное – формы выражения государственных и социальных структур. В "идеальном" государстве (для падшего мира, так как после "исправления" мироздания имманентное и трансцендентное сольются воедино) должен соблюдаться баланс между этими двумя элементами, Богу должно воздаваться Богово, а Кесарю – кесарево. Однако в реальности мы имеем дело с частыми перегибами, в последнее время, в основном, в сторону имманентности.
Таким перегибом, без сомнения, был СССР, в котором трансцендентное было спущено на землю, превратившись в эсхатологическую идею коммунизма. Имперские структуры, иерархия, орденская система же при этом сохранялась, равно как и квазирелигиозная мораль, ставшая моралью советского человека. Средний советский человек, с его чувством иерархии, любовью к Родине, коллективизмом и ощущением братства, в принципе, является некатехизированым (и некрещеным) христианином. Вера в Бога даже в эпоху гонений по соцопросам достигала 50% (а фактически, очевидно, больше) - то есть, несмотря на гонения на церковь, искоренить веру в Абсолютное из народу не удалось, хотя во многом удалось удалить Абсолют из жизни в сферу абсолютно-трансцендентного и недосягаемого, разрушить связь людей с «традицией» - то есть конкретным выражением Традиции — воцерковлённости, жизни по Библии и тд и тп.
Таким образом, сейчас в России можно выделить два направления, являющихся осознанными или неосознанными традиционалистами.
Первое – это люди, сохранившие заряд советской имманентности и уделяющие мало внимания объективной реальности духа и его окормлению. Это форма без сути, но в наше время ценна даже она. Сюда одновременно входят все сторонники сильного государства, не подчиняющие его никакой идее или религии. Сталинисты и большинство национал-социалистов входят именно сюда. Первым стать истинными традиционалистами мешают марксистские материалистические догмы и стремление к равенству (в реальности же возможно лишь братство, но социальное равенство пока недостижимо из-за естественного, врождённого неравенства). Вторые славятся любовью к низведению Трансцендентного до профанного уровня, изобретения "удобных" концепций, любви к "Сверхчеловечеству".
Уточню, что концепция "Сверхчеловека" является вершиной имманентного вырождения, пародией на человека просветленного (инициированного, святого, имеющего гнозис и тд). Иллюстрацию даёт Ветхий Завет - "Сверхчеловек" Голиаф падает от камня из пращи пастуха. Любой скрюченных старик, имеющий Духа, спокойно выйдет на бой с любым титаном-сверхчеловеком, зная, что он победит, если на то будет воля Бога – если же он проиграет, то на то точно так же есть воля Бога и в этом будет его победа. Гнозис, инициация есть залог абсолютной и стопроцентной победы в Боге и с Богом, в то время как сверхчеловечество так же подвержено тлению и растворению в пыль. Максимум, что может быть позволено сверхчеловечеству – это быть состоянием для масс, которые ещё не готовы полностью трансцендировать в Абсолют. Это действительно будет достижением для человечества – но достижением абсолютно ничтожным, как ничтожны все человеческие дела перед лицом Абсолюта.
Таким образом, извращение имманентизма должно быть исправляемо прививкой Духа и Традиции.
Другой крайностью являются ультратрадиционалисты, вроде православных монархистов и хоругвеносцев. Будучи верными религии, они зачастую не видят веяний времени, цепляясь за реально устаревшие формы и символы, которые уже не могут привести к Богу. Речь, конечно, идёт не о Церкви, которая для России есть светоч Истины и единственный Путь, но о царебожии (ереси), акценте не на тех частях Писания, на которые следует обращать внимание в наше время, излишней агрессивностью там, где не нужно и молчанием там, где действительно зреет опасность. Сюда же примыкают различные секты (КОБ, партия "Воля"). Имея чистейшие намерения, эти люди наоборот высмеивают и профанируют Традицию в глазах масс – именно по причине недостатка имманентности и адаптации форм к новым реалиям.
Безусловно, существуют группы и отдельные люди в обоих направлениях и вне их, которые органично сочетают оба направления и действуют правильно. Нашей целью как раз и является объединение таких и исправление обоих направлений.
Относительно современного мира же нужно сказать, что, в соответствие с традиционалистской парадигмой, сутью истории является постепенная деградация мира, что мы и можем наблюдать на улицах наших городов. Бал правит капитал, консюмеризм (культ потребления), разврат, превращенный в метод заработка и контроля, профанация всего и вся. Мир с таким мiром невозможен и не нужен. По словам преподобного Исидора Пелусиота: "Есть, премудрый, и брань святая, и мир, хуже всякой непримиримой брани, по сказанному: возревновах на беззаконныя, мир грешников зря (Пс.72:5). "
Дело людей Традиции – противостоять вырождающемуся и падшему мирозданию, сохраняя и приумножая огонь Логоса, стараясь донести его и до прочих.
Посему, применительно к России, необходимо понимать, что выражение Традиции для неё есть Православная Империя, адаптированная к новым временам и готовая сопротивляться мiру, который всё стремительней приближается к царству антихриста. Это не означает непринятия прочих традиций, основанных на единобожии и принятии Абсолютного, однако главный вектор её должен быть именно таковым. В России могут быть допущены те неправославные культуры, которые признают общий вектор направления к Абсолютному и отказу от пропаганды ценностей падшего мира. Мы можем предположить, что существуют культуры, историческая цель которых — жизнь по старому завету (Церковь признает возможность помилования нехристиан, равно как и в Библии мы можем найти слова, дающие им надежду). Поскольку Россия огромна в своих пространствах, то неизбежно должен быть найден баланс между общим Православным вектором страны и небольшими культами — иначе это приведёт к борьбе всех против всех. В то же время должна быть выстроена идеологическая оборона против вредоносных, противостоящих Абсолюту культов — в частности, многим направлениям протестантизма, всяческим синкретическим культам «Нового поколения», постмодернистским версиям буддизма, политическим теологиям и прочим враждебным началам.
http://a-bellum.livejournal.com/966.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий