вторник, 3 сентября 2019 г.

Владимир Видеманн: Трикая как символ синестезии

Под синестезией обычно понимают способность человека (или его мозга) совмещать разные чувства в одном формате. Например, у кого-то цвет вызывает звучание, форма – вкус и т.д. Иначе говоря, при синестезии раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Гурджиев этот эффект определял как "наблюдение одних центров через другие".

Синестезия может быть простой или сложной. При простой мы совмещаем в "одном стакане" две-три "жидкости", при сложной – пять-шесть и более. Касательно количества самих чувств в науке до сих пор нет единого мнения. Согласно древним, устоявшимся представлениям, у человек есть пять чувств и, соответственно, пять органов восприятия. Но современные ученые выделяют до 20 и более чувств, причем верхняя граница остается открытой.

Тем не менее, тут вопрос не в формальной классификации самих чувств, а в эффекте их синестетического совмещения и соответствующего субъективного переживания. 
В известном смысле, сама человеческая способность к мышлению связана с синестезией, поскольку мы в состоянии "представить себе" (в себе!) любые сложносоставные комбинации ощущений и ассоциаций (сенсорно-когнитивное единство).

Но высшей формой синестезии является способность к совмещению не чувств или ассоциаций, а самих познавательных состояний. В йоге такая тотальная синестезия называется "самадхи" как объединение модусов бодрствования, сна и глубокого сна в "четвертом состоянии (санскр. "турия"). Каким образом возможна интеграция этих, казалось бы, взаимоисключающих состояний?

Здесь речь идет или о врожденных способностях мозга, или, в большинстве случаев, о намеренной практике с помощью самовнушения, в результате которого мозгу задаются соответствующие команды к исполнению. И вот тут мы приступаем к реальной тантрической практике, традиционно состоящей из одновременной "визуализации" (представления) цвета, формы, звука, осязания и обоняния (в классической схеме пяти чувств) в едином формате "пустого божества" как собственной сущности.

На стадии же высшей тантры идет "визуализация" единства трех состояний как «четвертого», присущего "алмазному телу будды". Алмаз в данном случае является символом полной внутренней монолитности, «адвайте ума» за пределами глубокого сна (в мистическом дискурсе иерархии состояний). Если же визуализации мандал и идамов происходят без должных автосуггестивных установок, они превращаются в средство создания в уме устойчивых "нейро-энергетических" фиксаций, блокирующих свободное течение интуиции – как ключевого инструмента чистой синестезии – в психической сфере индивида.

Таким образом, вместо движения на пути к высшим формам со-знания, преодолевающих марево майи, человек впадает в болезненную зависимость от продуктов ложной визуализации. Все формалисты, буквалисты и скептики-позитивисты образуют категорию людей, мало приспособленных к йогическим практикам, как они трактовались "совершенномудрыми древности" и их адекватными последователями.

Более того, чем круче синестезия, тем она более "телепатична". Поэтому высшие тантры передаются строго телепатически, чтобы не "попортить ментальной борозды". Но телепатируются не мантры и мандалы, тем более – не ментальные концепты, а именно само состояние телепатической включенности в дискурс высшей тантры.

Существуют различные тесты на выявление у людей способности к телепатической внушаемости, но не просто к любой внушаемости, как в цирке, а к внушаемости на развитие особых синестетических способностей, когда, говоря научным жаргоном, нейроны мозга выстраиваются в заданную познавательную конфигурацию. Последнюю можно уподобить фрактально-кристаллической решетке, типа трехмерной «мандалы смысла», конструктивные пропорции которой резонируют с гармоничным логосом Единого (буддхи «алмазного тела»).

Есть ли какая-то практическая польза от владения искусством синестезии? Это аналогично вопросу: «Какая польза от глубокого сна?» Человек, не способный к погружению в глубокий сон, не способен и к глубоко омысленному бодрствованию. Мало способный к синестезии терпит ущерб в ассоциативной креативности, в чем бы она ни выражалась в аспекте индивидуальных талантов. Но и перебарщивать с синестезией – контрпродуктивно на уровне социальной адекватности (как она понимается мейнстримом).

На Востоке продвинутые синестеты годами сидят в пещерах, путешествуя в мирах Брахмы и даже за их пределами. Одно прикосновение к такому человеку может включить «высшие чакры» – если к тому есть надлежащие способности.

Но гуру, приезжающие на Запад вещать о «личном развитии», как правило, не входят в отряд реальных космонавтов. То же самое касается большинства мастеров западного Нью-эйджа.

Ведь действительная цель йоги не в том, чтобы «раскрыть сознание», но в том, чтобы выстроить нейронные цепи аспиранта в познавательную конфигурацию, организовав их, посредством силы самовнушения, в символическую мандалу Трикаи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.