воскресенье, 7 ноября 2021 г.

Дмитрий Алексеев: Теория эльфа. Куда ушёл лесной народ

 Во многом, именно творческие муки Джона Толкиена совершили своеобразное чудо, подняв из небытия почти на тот момент забытый европейский фольклёр. Достижение, сравнимое, не иначе, с воскрешением Лазаря и очевидно, что современное культурное поле испытало определяющее влияние «Сильмариллиона», «Властелина Колец» и «Хоббита».

Особое место на этом поле занимает раса эльфов, которые теперь везде – в литературе, кино, сериалах и, тем более, в бесчисленных играх. Это не удивительно, ведь представители данного вымышленного народа воплощают в себе гиперболизированные стандарты человеческой красоты, а людей тянет к таинственному и прекрасному. Впрочем, точно ли вымышленного?

Не раз бывало так, что якобы выдуманные события и артефакты, оказывались вполне реальными. И если присмотреться, не выйдет ли так же с эльфами?

Начнём с облика и способностей - как эльфы выглядели, что умели, где и чем жили? Более всего тут подойдёт описание от Джона Толкиена. Эльфы Толкиена высокие, бледные, стройные, сильные, гармонично сложенные, очень ловкие искусные бойцы и мастера стрельбы из лука. К людям относятся, в основном, равнодушно и пренебрежительно, и предпочитают дел с ними не вести. Живут долго, если не вечно, мудры, владеют древними знаниями, могущественной магией. Выглядят как некие высшие существа, пусть и похожие на людей.

В истории известны примеры, когда обычных людей принимали за нечто иное, более высшее и могущественное. Так бывало при высадке конкистадоров в Америке, приблизительно так же образовался каргокульт. Мифологические эльфы очень похожи на людей. Руководствуясь принципом бритвы Оккама логично задаться вопросом – может эльфы, это обыкновенные люди, которых приняли за что-то другое?

Ничего себе предположение! Да как такое вообще возможно?!

Оказывается, из всех вариантов, это вообще единственный возможный, по крайней мере, с точки зрения науки. Дело в том, что мифология повествует о смешанных браках эльфов и людей, и в этих отношениях рождались здоровые дети. А с точки зрения генетики такое возможно лишь в том случае, если эльфы и люди принадлежали бы к одному виду, даже более близкому, чем кроманьонцы и неандертальцы.

Вообще межвидовые половые отношения в природе – явление не частое, справедливо относимое к извращениям. А чтобы от таких контактов ещё и появилось здоровое потомство – однозначно нонсенс. Примером такого экстраординарного явления в животном мире могут служить лигры, но обстоятельства их появления носят уж слишком искусственный характер. У людей же и эльфов всё получалось легко и, даже, само собой. Это говорит о том, что наш генетический код практически идентичен, то есть, эльфов можно считать людьми.

Однако, в стародавние времена их вовсе не стремились очеловечивать, называя то духами леса, то нечистой силой, то народом холмов – кем угодно, но не людьми. Так что же получается – эльфы это люди, или нет? И что нас отличает друг от друга? Давайте найдём ответы.

Итак, предположим, что некое племя людей внезапно посетила мысль жить в лесу, в изоляции от прочего человечества. Попутно их осенило устраивать свои жилища на деревьях и не заниматься классическим земледелием. Как они будут выглядеть?

Науке известно, что люди могут менять цвет кожи в зависимости от условий обитания. Так, первоначально светлокожие кроманьонцы жили в тропических лесах Африки. Когда климат изменился на более засушливый и леса исчезли, кроманьонцы в течении некоторого времени потемнели, а затем, после миграции в Европу, вновь посветлели, чтобы их организм мог получить достаточное количество витамина Д.

Эльфы обитали в лесах Европы – густых, обширных, тенистых. Это условия высокой защищённости от воздействия ультрафиолета – надёжнее только в пещере. Таким образом, кожа эльфов наверняка выглядела чрезвычайно бледной, разительно отличаясь от цвета кожи кочевников и хлебопашцев.

О том же говорит и сам термин «эльф». В британском и германо-скандинавском фолклёре данным словом обозначали духов и волшебных существ. Созвучные датское «elv», англосаксонское «aelf», шведское «alv», норвежское «alv» и исландское «alf-ur», скорее всего, восходят к праиндоевропейскому albho — белый. И мы теперь хорошо понимаем, почему их так называли: для любого человека эльф действительно будет выглядеть ещё тем бледнолицым. Так что прости Нетфликс, но эльфы из сериала «Ведьмак» получаются какие-то неправильные.

Жизнь в лесу объясняет не только цвет кожи, но и более высокий, в сравнении с другими людьми, рост. Лес – огромный производитель кислорода. Помимо простого улучшения самочувствия, при длительном, в течении сотен лет, воздействии атмосферы, богатой кислородом, с живыми организмами могут происходить забавные эффекты. Увеличение в размере, например. Уместно вспомнить доисторических насекомых каменноугольного периода. Тридцать пять процентов кислорода в атмосфере позволяли стрекозам достигать размаха крыльев шестьдесят пять сантиметров, а многоножку превращали в трёхметрового монстра, покрытого прочным пластинчатым панцирем. В общем, тапком это уже не прихлопнешь и всё благодаря повышенному уровню кислорода.

Соответственно, рост людей, живущих в правильном лесу, будет так же увеличиваться под влиянием кислорода. Свой вклад добавляет необходимость часто перемещаться по вертикальным поверхностям, подтягивания, лазание по ветвям: это растягивает и укрепляет позвоночник.

Насколько высокими будут лесные люди? Ожидать чего-то экстраординарного, конечно, не стоит: человеческий организм сильно ограничен в гигантизме своим собственным строением. Однако, рост до двух метров и немного выше, является вполне нормальным, не создавая каких-то критических нагрузок. Одновременно, для древнего мира и средневековья такой рост можно считать гигантским.

Жизнь в лесу определяет и большую физическую силу, координацию, чувство равновесия и ловкость. Как-никак, лазать по деревьям эльвы учились раньше, чем начинали ходить, что предопределяет феноменальную силу рук. Схожая ситуация наблюдается у человекообразных обезьян, которые при меньших габаритах, в сравнении с человеком, имеют более сильные передние конечности, с помощью которых могут быстро и ловко передвигаться по деревьям. И без точного глазомера и чувства равновесия тоже никак: неуклюжие увальни быстро выпадут из строя. В прямом смысле. То есть, сам образ жизни на ветвях деревьев развивал эльфов иначе.

Кстати, почему на ветвях? На самом деле, поднять жилище повыше в условиях леса, это лучшее решение. Такой дом будет защищён от хищников, грызунов, ядовитых змей, да и от случайно забредших, куда не просили, двуногих вредителей. Двуногие вообще могут ничего не заметить, если поднять повыше и замаскировать получше.

Мифы показывают эльфов успешными не только в ремёслах, но и в бою. И это логично: в эпоху холодного и метательного оружия выигрывает боец с более крепкими и длинными руками, быстрой реакцией, точным глазомером, высокой ловкостью. По всем этим позициям эльфы превосходили людей просто потому, что вели соответствующий образ жизни. И это ещё мы не затронули снаряжение, которое так же превосходило снаряжение людей той эпохи.

Очевидно, что облик мифических и толкиеновских эльфов полностью отвечает запросам объективной реальности. С точки зрения науки, если некая группа людей решит вести жизнь в лесу, то они будут выглядеть именно так, как описаны в мифах эльфы.

Другой вопрос, почему они решили так жить – в лесах, отгородившись от людей? Это очевидно, но сперва надо уточнить одну важную мелочь – чтобы жить надо есть, да и пить тоже.

С пригодной для питья водой в лесу проблем никогда не было, особенно во времена более чистого неба. С пищей дела обстоят не хуже. Цивилизация в известном нам виде существует за счёт классического земледелия и скотоводства. Сам собой сложился стереотип, соотносящий развитые культуру, технологии, искусства, ремёсла и государственность с обширными распаханными полями и бескрайними пастбищами. Однако, это большое заблуждение. Классическое земледелие проигрывает по многим показателям лесо-садоводству. Оно очень трудоёмкое, нещадно расходует водные ресурсы, неустойчиво к вредителям, чувствительно к изменениям погоды, истощает почву, даёт малую прибыль, способствует ухудшению климата и ещё много чего. Лесо-сад лишён подобных недостатков и способен предоставить более обильное и разнообразное питание.

При этом, правильно организованный лесо-сад лоялен к своим владельцам. Уход за ним не превращается в ежедневную монотонную отупляющую каторгу. Конечно же, получение хорошего урожая с лесных угодий тоже требует труда, но этот труд кардинально отличается от изнуряющего труда землепашцев. Труд лесного хозяина очень интеллектуальный, требует большой наблюдательности, гибкости мышления, объёмных знаний и глубокого понимания природы. В качестве примера можно привести борьбу с паразитами и вредителями. Для землепашцев нашествие вредителей превращается в губительную катастрофу: на поле выращивается монокультура и паразит быстро размножится на ней, гарантировано уничтожая урожай. Древние землепашцы тут попросту беззащитны, им остаётся лишь молиться.

В лесу ситуация в корне отличается. Вредителям до плодовых деревьев ещё надо добраться, поскольку вокруг слишком много естественных препятствий. Хвойные деревья, пахучие травы и цветы отпугивают паразитов. А кроме того, рачительный хозяин леса приманивает на свою территорию многочисленных санитаров как птиц – иволгу, дятла, клёста и прочих – так и насекомых. И в лесу на ограниченной площади нет монокультуры, потому вредители не могут распространяться быстро и есть время, чтобы принять контрмеры.

Таким образом, жителям леса нет нужды молиться. Они способствуют процветанию нужных насекомых, птиц и зверей и уменьшают поголовье не нужных, соблюдая разумный баланс. И это совсем иной тип мышления и совсем иной образ жизни, просто немыслимый для земледельцев.

Фольклёр показывает эльфов не только мудрыми существами, но и беззаботными, весёлыми. Подаётся это с заметным осуждением, ведь ужас-то какой: не молятся, не постятся, заботятся о комфорте, спасая своё тело, а не душу, излишне веселятся, ищут способы облегчить свой труд, вместо того, чтобы тяжким трудом искупать некий первородный грех. Непонятные какие-то, всё у них не как у людей.

Не как у людей города, землепашеской деревни, или скотоводческий степи. И это было достаточным поводом. По крайней мере для того, чтобы считать эльфов нелюдью, нечистой силой, отказывать им в человечности.

В наше время, в подавляющем большинстве случаев, человек имеет право и возможность без опаски проявлять свою индивидуальность. Стало уж как-то слишком модно быть не таким, как все. Между тем, во времена не столь отдаленные, дела обстояли с точностью до наоборот и за свою инаковость можно было не только найти серьёзных проблем, но и лишиться свободы, а то и жизни.

В конце концов, есть красноречивый пример работорговли африканцами, когда целая расса была превращена на несколько столетий в источник бесплатной рабочей силы. Торговать белыми рабами в Европе считалось не кошерно, а вот чёрными – в самый раз. Оправдания для столь массового злодеяния выдумывались самые разные. Например, просто на основании того, что у людей был другой цвет кожи, им отказывали в наличии души, низводя до уровня животных. А что же тут такого зазорного – торговать животными?

Стоит ли удивляться, что эльфы ушли в леса? Что же удивительного, что они чурались людей и старались держаться подальше? Действительно, за что же нужно опасаться этих агрессивных, вонючих, грязных, самовлюблённых, ограниченных, нетерпимых, безграмотных, уничтожающих всё вокруг разносчиков заразы? Ещё одна причина нежелания идти на контакт – многочисленные болезни, постоянно вспыхивавшие очагами то тут, то там и быстро распространявшиеся среди людей, унося множество жизней.

Причём, большая часть болячек появлялась из-за пренебрежения элементарными правилами гигиены. Чего уже говорить про средневековье, если даже в начале двадцатого столетия для многих было открытием, что регулярное мытьё рук предотвращает серьёзные заболевания, в том числе – чуму. Для некоторых, особо выдающихся, это и сегодня оказывается открытием.

Тут фольклёр, кстати, снова подтверждает теорию: встречаются упоминания, что прикосновение эльфа могло быть смертельным для человека. Очевидно, что через физический контакт могло происходить заражение различными инфекциями и вирусами. И после люди с ужасом наблюдали смерть их соплеменника, мучительную и в те времена неотвратимую и непонятную. Эльфы подвергались ровно той же опасности, правда их смерть люди наблюдать не могли, вот и сведений об этом нет.

Поэтому, в том, что жители леса сторонились людей, нет ничего удивительного. Помимо того, что сам собой снижался риск подхватить что-нибудь эдакое, такая мера ещё и просто оберегала от неприятных впечатлений: у наших предков часто недоставало манер и неприятно пахло изо рта. Есть подозрение, что такие элементарные вещи, как зубная паста, в те смутные времена были бы приняты за магию и ведьмовство, адептов коего надобно непременно сжечь.

Кстати, про магию. Считается, что эльфы обладали невероятной магией и жили чуть ли не вечно. Не мной сказано, но развитая наука легко может быть принята за магию. Мифология недвусмысленно намекает, что эльфы обладали обширными познаниями во многих областях – медицине, зельеварении, металлургии, кулинарии, инженерном деле и много ещё в чём. Это обеспечивало эльфам высокий уровень жизни, о котором стандартный средневек и мечтать не мог. Соль на рану добавляло спокойствие и защищённость, царившие в эльфийских лесных садах, а что в тот час царило в мире людей мы хорошо знаем из известной истории. Потому не удивительно, что наши предки по чёрному завидовали эльфам и считали их нечистью и чародеями.

То же самое касается долголетия. Жизнь человека в те далёкие времена была тяжёлой, неказистой, полной опасностей и до обидного быстротечной. Помимо того, что умереть раньше времени можно было по ста тысячам причин, так и естественная смерть в следствии износа настигала слишком рано. Мужчины редко доживали до сорока, не говоря уже о женщинах, которых многочисленные роды к тридцати годам превращали в немощных старух.

Здоровый современный человек для таких людей казался бы вечным. Кто угодно казался бы вечным, если смог бы прожить сто лет – нормальный возраст для благополучного жителя Окинавы, или гражданина древнегреческих полисов. И, возможно, для эльфов тоже: всё же они вели весьма здоровый образ жизни. В свои шестьдесят, будучи крепким, здоровым и сильным, такой эльф будет стоять в лесу, небрежно облокотившись на дерево, и с насмешкой рассказывать немощному сорокалетнему крестьянину, как развлекался всего-то полвека назад на этом самом месте, кидаясь шишками в его молодого деда. Как он будет выглядеть в глазах этого крестьянина? Как абсолютно непостижимое существо, которое жило ещё до его рождения, лично знало его отца, деда, прадеда и будет жить ещё долго после того, как несчастного крестьянина отпоют на церковном кладбище. Пожалуй, этого более чем достаточно, чтобы в народе возник миф о бессмертии эльфов.

Вот и получается, что абсолютно все, якобы мифические, черты лесного народа на поверку оказываются очень даже реальными. С точки зрения современной науки запросто объясняются и долгожительство, и цвет кожи, и рост, сила, мастерство стрелков, умения в ремёслах, магическое искусство. Логически объясняется стремление к изоляции, жизнь в лесах. И сам собой напрашивается вопрос, разумно-ли считать эльфов выдумкой, если все их черты и особенности реальны? Тут, конечно, каждый сделает собственный вывод.

Но, также, сам собой напрашивается и другой вопрос – а куда они делись? Действительно, в наше время всевидящее око видеокамеры заглядывает в такие места, куда и нога человека не ступала, но нигде мы пока не наблюдали легендарного лесного народа. И ответ на эту непростую загадку я попробую предложить в следующей публикации "Куда ушёл лесной народ".

-----------------

"Куда ушёл лесной народ"

В публикации "Теория эльфа" я предположил возможную реальность этого народа. В самом деле, есть ряд косвенных свидетельств в пользу, однако, остался вопрос - если эльфы существовали в действительности, то где они теперь и почему нет явных следов этой цивилизаци.

История свидетельствует, что полное исчезновение народов, это больше закономерность, нежели нонсенс: неандертальцы и денисовцы тоже не дожили до наших дней. Легко и непринужденно мы распыляем исторические постройки, разбирая их на камни для сараев, вырезаем подчистую леса, производящие так необходимый нам кислород, забиваем до полного исчезновения целые видовые ветви животных, устраиваем геноцид себе подобным. И для всего этого непотребства каждый раз находятся ну очень замечательные оправдания. После века двадцатого несколько лицемерно задавать вопрос, куда это все подевались.

И всё же, почему и куда? Наиболее существенным фактором, конечно, остаются болезни, вирусы, инфекции. В истории не счесть примеров, когда эпидемии косили людей миллионами, уничтожая цивилизации и отбрасывая человечество на целые эпохи в развитии. Можно вспомнить и примеры бубонной чумы, безраздельно господствовавшей в Европе, и страшные эпидемии гриппа, сифилиса и оспы.

Однако, любой пример из Европы и Африки меркнет перед катастрофой коренных народов Америки. Не имея иммунитета к распространённым в Европе заболеваниям, индейцы, при контакте с европейцами, подверглись одновременному удару сразу нескольких тяжелейших эпидемий. Можно смело говорить о гибели более чем девяноста процентов коренного населения, а численность погибших в самый краткий временной отрезок составила более ста миллионов человек. Европейские колонизаторы находили племена индейцев отсталыми и дикими. Что же, правда в том, что племена индейцев были единичными выжившими, деградировавшими и одичавшими жалкими остатками некогда многочисленных и развитых народов. Просто колонизаторы не успели застать их во всей силе, потому, что зараза убивала людей быстрее, чем продвигалась колонизация.

Вероятнее всего, в какой-то момент что-то похожее произошло и с эльфами. Мифология свидетельствует, что эльфы предпочитали изолироваться от чужаков. Однако, жизнь не идеальна и полностью исключить контакты нельзя, как и риск инфицирования. Тем более, что для многих страшных заболеваний личный контакт и не нужен: бубонная чума, сифилис, оспа вполне способны передаваться через предметы. Разносчику заразы всего-то надо было пройти через лес. Впоследствии эльфы могли подобрать за ним оброненный предмет, или коснуться ветки, за которую тот держался – этого могло быть достаточно. Впрочем, нельзя не вспомнить те самые одеяла для индейских детей, то есть, не исключено намеренное распространение заразы. Коренные жители обоих Америк мешали колонизаторам и этого оказалось достаточно, чтобы подло, под видом благодеяния, принести смерть в чужой дом.

Если эльфы были реальны, то чем они мешали людям полей и городов? Да много чем. Вряд-ли лесной народ спокойно относился к вырубке деревьев и толпам охотников и собирателей. Вряд-ли селяне спокойно относились к тому, что им мешали добывать еду в лесу и рубить дерево на дрова. Вряд-ли короли и знать спокойно относились к неким существам, которые жили прямо под боком, но не признавали их власть. Вряд-ли церковь спокойно воспринимала некий некрещённый народ, который не платил ей десятину. Так что цивилизационный конфликт был неизбежен, а некоторые обрывочные сведения о нём сохранились в фольклёре.

Вторая причина в малочисленности лесного народа. История не раз показала, что заповедь библейского бога – плодитесь и размножайтесь – имела большое практическое значение. И пусть большие скопления людей способствовали вспышкам заболеваний, но большая численность так же гарантировала, что кто-либо да обязательно выживет и передаст потомкам иммунитет. В условиях отсутствия нормальной медицины и лекарств человечество спасла только численность популяции, и постоянная высокая рождаемость.

Но сам образ жизни эльфов как-то не предполагал гонки за количеством. Мифы представляют нам сбалансированное стабильное общество, без гражданских войн и междоусобиц. Общество, в котором у людей была возможность уделять время не только труду, выживанию и религии, но ещё и себе – невероятная для тех лет роскошь. Смертность в подобных обществах ниже, как и рождаемость. А поскольку нет задачи что-либо захватывать и над кем-либо доминировать, то и большая численность населения не столь актуальна.

И это дважды сыграло с эльфами злую шутку. Во-первых, в борьбе с заболеваниями. А во-вторых, в сопротивлении экспансии полей и городов.

Да, хлебопашцам и горожанам были необходимы новые поля под засев. И дрова для печей. И строительный материал для домов. Естественно, что всё это изымалось из леса, а потому наша цивилизация туда и продвигалась. Анализ мифологии показывает, что до определённого момента эльфы прекрасно защищали свои территории. Перелом, на мой взгляд, наступил в позднее Средневековье и Ренессанс.

Отряд в сто эльфов мог спокойно сдерживать армию местного феодала. Но в определённый момент человеческие государства стали более централизованными и организованными. Соответственно, резко возросла численность армий и теперь полководец имел под своим началом несколько десятков тысяч на всё готовых солдат. Очевидно, что защитить свой лес от такой армии – это задача совершенно другого порядка. Очевидно, что для этого требовалась заблаговременная концентрация усилий нескольких эльфийских племён. И не похоже, чтобы эльфы справились с этой задачей.

В-третьих, свою роль сыграл технический прогресс. Мало того, что численность армий возросла, так теперь ещё широкое распространение получало огнестрельное оружие. В условиях постоянных войн внедрение новых технологий, увеличение численности и боевой мощи человеческих армий происходило слишком быстро и становилось для эльфов, живущих в изолированном мире лесов, большим сюрпризом.

Сюрпризом, к которому они были неготовы и ничего с этой ситуацией сделать не могли. Остановить армаду в пятьдесят-сто тысяч силами разрозненных племён, естественно, невозможно: ботинками закидают. Мастерство лучников, которое помогало эльфам раньше, нивелировалось массовым применением огнестрела. И людям, в то же время, не надо с эльфами воевать – достаточно как следует потоптаться по лесу, оставить там как можно больше инфекций и спокойно идти себе дальше.

Конечно, есть ещё ряд факторов, но приведённых достаточно, чтобы сложилась картина исчезновения цивилизации лесов. Да, несмотря на эльфийскую искусность в бою, физическую силу, качество оружия и подготовки мы просто задавили их числом. И болезнями. Такое бывало не раз - Древний Рим благодаря агрессивности смог задавить этрусков, самнитов, Карфаген, кельтов и полисы Древней Греции. Все эти нации превосходили Рим во всём. Кроме агрессивности и численности. И это решило всё. Европейские поселенцы задавили коренные народы Америк. Численность, агрессивность и болезни. Иногда они превосходят цивилизованность и развитость. Такое часто случалось в истории. Так, возможно, случилось и с эльфами.

Что же, у любой теории есть как сильные, так и слабые стороны. У этой есть одна существенная слабость – останки. Где они – монументальные надгробия ушастых и благородных лесных королей, рыцарей и магов? Археологи с удовольствием изучили бы их содержимое вплоть до атома.

Однако, на такой подарок учёным судьба не расщедрится. Во-первых, вряд-ли эльфы делали для своих усопших какие-либо монументы. Вряд-ли у них были крупные сконцентрированные в ограниченном объёме поселения. И вряд-ли такие поселения располагались на земле. А это сильно осложняет любые археологические изыскания.

Мы считаем, что история человечества в обозримый период неплохо изучена. Учёные раскопали и обследовали всё вдоль и поперёк. На самом деле это не так. Культурный слой пятисот-шестисотлетней давности может располагаться на глубине в несколько метров, а это даже в ограниченных объёмах требует больших ресурсов для проведения раскопок. Да и сами раскопки проводятся, в подавляющем большинстве, именно в локальных ограниченных объёмах. И для того, чтобы такие раскопки увенчались успехом, нужна более-менее точная привязка к местности, к конкретным ориентирам.

Подобная методика хорошо работает, если такие ориентиры есть. Крупные поселения, замки феодалов, культурные центры, храмы, мемориальные комплексы. Очень помогает, если ориентиры подтверждаются в авторитетных письменных источниках предшествующих эпох. И даже в этих приятных условиях руководитель экспедиции может промахнуться – вспомнить, хотя бы, эпопею с раскопками Трои.

Гораздо веселее, если источники не столь авторитетны, привязка к местности размытая, артефактов поблизости не находили. Тут поиски осложняются не только естественными трудностями в стиле найти иголку в стоге сена, но и человеческим фактором: учёное сообщество активно сопротивляется таким экспедициям. Последователи смелых идей могут быть подвергнуты обструкции, зачастую без разумных к тому оснований. Очевидным примером здесь выступают Винланд, или древние мегалиты.

Ситуация с эльфами сложнее. Нет никаких точных ориентиров, нет сконцентрированных в ограниченной площади поселений, нет письменных источников, которые наука согласится считать достоверными, нет мемориальных комплексов, нет крупных сохранившихся построек.

Это очень запутанный ребус, когда любые обнаруженные артефакты будут носить исключительно фрагментарный характер. Зачастую, их даже нельзя нормально идентифицировать. Характерный пример такой непонятной находки – рукопись Войнича с очевидно очень подробным описанием трав, растений и их свойств, выполненная на абсолютно неизвестном языке, до сих пор неподдающемся расшифровке. Консервативные историки тут же причислили рукопись к подделкам, как в своё время случилось с целым рядом артефактов - Кенсингтонский камень, Велесова книга, Евангелие от Варнавы и прочие. Однако, как и в случае с упомянутыми артефактами, мнение о фальшивке выглядит слишком субъективным. Последние исследования текста выявили чёткую логическую языковую структуру и, по мнению исследователей, речь идёт о полноценном, хоть и искусственном, языке. Но можно ли полностью быть уверенными, что язык рукописи искусственный? Вполне возможно, что этот неизвестный язык вовсе не искусственный. Вполне возможно, это очень даже естественный язык народа, который оказался вне поля зрения исторической и археологической наук. Вполне возможно, что перед нами один из тех редких артефактов, оставшихся от цивилизации эльфов и написанный на языке народа лесов.

В языке не прослеживается романская линия? Да и это нормально, поскольку эльфы обитали в Северной Европе. Текст не удаётся расшифровать? И это тоже нормально, поскольку народ лесов далеко и давно отошёл от нас, жил совершенно иными ценностями, имел совершенно иное мировоззрение, и совершенно иные понятия о жизни.

Где остальное? Почему только одна рукопись? Ну скажем спасибо кострам инквизиции, репрессиям кальвинистов и протестантов, гитлеровским кострищам, Второй Мировой войне, в огне которой потеряно великое множество бесценных памятников истории. Массированные бомбардировки и пожарища испепелили то, до чего не добрались разномастные фанатики.

А ещё немалую роль сыграли масштабные лесные пожары. В известной нам истории городские пожары наносили огромный ущерб, уничтожая поселения, зачастую, до основания. Не каждый город потом получалось отстроить заново. Лесные пожары были ещё более разрушительны, хотя бы потому, что не имелось никаких технических средств для борьбы с ними. Возгорания леса в средневековье и вправду случались намного реже – примерно в десять раз – чем в наше время, но уж если лес загорался, то для тушения не было никаких возможностей и продолжительность, и размер пожара ограничивались исключительно природными факторами – сильными дождями, руслами крупных рек, наводнениями.

Сохранились авторитетные письменные свидетельства, позволяющие представить апокалиптический масштаб и непреодолимую силу лесных пожаров в древности. Густой едкий дым накрывал огромные территории, что приводило к массовой гибели птиц и насекомых, в том числе пчёл. Не опылённые деревья не родили, а пшеница на полях не успевала созреть и вместе с удушливым смогом людей настигал голод. И дождливая осень никакого спасения не гарантировала, поскольку есть свидетельства, что пожары могли продолжаться по нескольку лет подряд. А в холодные зимы людям оказывалось нечем согреться, поскольку в выгоревших лесах было не найти пригодных для растопки дров.

Мощный лесной пожар мог легко уничтожить любые свидетельства существования лесных народов. Само собой, пока эльфы присматривали за своими владениями, крупный пожар был невозможен. Лес разделялся на участки, орошался, чистился от сушняка и мусора. Это давало результат: сегодня мы хорошо знаем, что профиллактика намного выгоднее и проще, чем тушение пожара. Однако, эльфы могли погибнуть по упомянутым выше причинам.

И когда лес приходил в запустение, а вслед за этим, по природным факторам, или по умыслу людей, происходило возгорание и лютое пламя уничтожало всё, оставляя после себя лишь прожжёную землю, обугленные стволы и пепел.

Что могло уцелеть в таком огне? Температура лесного пожара достигает тысячи двухсот градусов. Темература плавления меди 1085 градусов, олова – 232, свинца – 327.5, латуни – до 950, золота – 1064, серебра – 962. Бумага горит в среднем с температурой 451 градус по Цельсию (Бредбери слегка ошибся), пергамент, в зависимости от выделки – от 600 до 900, дерево – от 500 до 800. Цифры говорят сами за себя. Есть только один материал, доступный для обработки в средневековье, который мог бы выстоять в пожаре. Это, конечно же, железо с температурой плавления 1539 градусов. Однако, у железа есть один маленький недостаток – оно ржавеет. А если изделия из железа подверглись неправильной термической обработке, то ржавеют и разрушаются они на порядок быстрее.

Вот и получается, что от развитой цивилизации практически не осталось никаких материальных свидетельств: что не растащили люди, то уничтожили огонь, гниение и коррозия. И если что-то сохранилось, то в разрозненном виде, фрагментарно и, по большей части, в частных коллекциях.

Та же история с останками и захоронениями. Во-первых, вряд ли когда-нибудь будет обнаружено сохранившееся в целостности эльфийское погребение. Дело не только в мародёрах, хотя эти тоже вносят свою лепту. В первую очередь, дело в погребальных обрядах. Есть высокая доля вероятности, что своих усопших эльфы предавали воздушному погребению. Это один из самых древних способов захоронения, распространённый у жителей гор и лесистой местности. Так хоронили грузины, адыги, абхазы, персы, мокшане, якуты, индейцы, жители Тибета, китайцы, филипинцы, полинезийцы. Обряды у каждого народа немного отличались, кто-то практиковал повторное перезахоронение, кто-то хоронил таким образом не всех, а только избранных, но суть основного ритуала в подъёме тела покойного над землёй.

Грузины и абхазы подвешивали усопших на как можно большей высоте, выбирая для этого наиболее крупные деревья. Гроб, выдолбленный из цельного ствола, или свиток из шкур, крепились к ветвям виноградной лозой. Народ бо в Китае подвешивал гробы с покойными на самых высоких скалах. Индейцы сооружали высокий помост, на который укладывали усопшего. Якуты делали невысокий помост, а мокшане сооружали ритуальный сруб на четырёх опорных столбах.

Какой именно обряд могли практиковать эльфы – вопрос для отдельного размышления. Вряд ли это можно установить точно не опираясь на какой-либо серьёзный источник, а таковых пока нет. В любом случае, воздушный обряд делает тела покойных крайне уязвимыми как для лесного пожара, так и для вандализма, что и случилось, к примеру, с мокшанскими кладбищами в период насильной христианизации данного народа.

Поэтому нет. Найти цельное нетронутое эльфийское погребение археологам не повезёт. Есть и второй аспект – предположим, будут обнаружены фрагменты останков эльфа. Ничего не подозревающие учёные, естественно, не увидят чего-либо особенного. Останки необычно высокого стройного хорошо сложенного человека с бледной кожей. Всего лишь охотник и собиратель – примитивный житель лесов – вот и все выводы, которые сделают об этой находке. И можно ли в чём-то винить антропологов: генетических отличий между эльфами и людьми нет, а единственное в чём мы расходились – образ жизни. А предполагаемую высокоразвитость, в том числе привычку читать книги, писать тексты, изучать науки, аналитически и абстрактно мыслить по фрагментам скелета не обнаружишь. Особенно если не ожидаешь что-то похожее найти.

Вот и получается странная ситуация, которую, на первый взгляд, не просто принять. В силу людского умысла и непреодолимых природных факторов из истории человечества мог бесследно исчезнуть целый народ, самобытная уникальная культура. И упоминания об этих людях, которых наши предки называли альвами-эльфами, остались лишь в легендах. Впрочем, такая ситуация оказывается вовсе не редкой.

На Земле есть немало заброшенных и довольно крупных городов, таких как Виджаянагара, или Ангкор, о создателях и жителях которых мы ничего не знаем. Кто, зачем и когда их построил и почему ушёл?

Сегодня никому не надо объяснять, кто такие майя. Однако, не смотря на всё, что мы о них знаем, остался один маленький вопрос – куда они все делись. Численность майя могла приближаться к десяти миллионам человек. Внезапно, за чрезвычайно малый отрезок времени, эта мощная цивилизация пришла в упадок и к моменту прибытия конкистадоров майя уже практически не существовало. Конечно, у майя имелось немало письменных источников, которые могли бы пролить свет на трагичные события тех далёких дней. Могли бы, если бы их не сожгли испанские инквизиторы. Поэтому вопрос куда и почему испарились десять миллионов майя вместе со своей цивилизацией до сих пор остаётся открытым.

Если сегодня спросить о народе мартиан, то первой реакцией будет юморное удивление: мол, какие такие марсиане. Нынче это практически забытый народ, а ведь когда-то он был известен по всей Экумене. Мартиан нанимали как телохранителей и воинов в Финикию, Карфаген и древнегреческие полисы. Даже отчаянные в бою италики нанимали мартиан. Однако, сохранившиеся исторические упоминания об этом народе немногословны и обрывочны, а ведь именно мартиане сыграли важную роль в Первой Пунической войне, дав римлянам легитимный повод для вторжения на Сицилию. Что же случилось с ними потом? Подозреваю, что случился Рим. Но это уже другая и отдельная история.

Очень показательный пример даёт сообщество племён, живших на побережье Балтийского моря и известных сегодня под именем Пруссы. Целый народ, сильный и отнюдь не малый, с богатой древней историей, в результате ряда захватнических войн был полностью стёрт с лица земли. Всё, что сохранилось – отрывочные и неполные упоминания в иноземных источниках. Сама же культура пруссов, их язык, письменность, традиции, обычаи – всё исчезло, как будто этого никогда и не было. Мы даже не можем быть уверены, какую они исповедовали религию. Да мы даже об их кухне понятия не имеем: должно же у них было быть какое-то национальное блюдо. Всё это обратилось в тени и пыль.

С народами малыми, как говорили тогда – незначительными, поступали ещё проще: истребляли даже не находя нужным упоминать об этом. Разве что какой-нибудь тогдашний рифмоплёт за горсть медяков сочинял скучную балладу, в которой обзывал истреблённых нечистой силой, демонами и колдунами, а победителей-мясников всячески превозносил и представлял невероятными героями. Все эти баллады были однообразными, вгоняли в тоску и быстро забывались. Так же быстро забывались и уничтоженные народы. То, что мы помним о некоторых из них говорит лишь о том, что они оказали немного больше сопротивления.

Эльфы продержались дольше многих потому, что лес, это очень труднодоступное место для любой армии вторжения. Кто сомневается, тем в помощь пример девятого легиона и резни в Тевтобургском лесу. А исчезли эльфы потому, что труднодоступных мест со временем становилось всё меньше.

Наш мир – опасное и неуютное место. Тут есть только один способ нормально появиться на свет и десять тысяч и один – преждевременно его покинуть. И нет ничего удивительного, что бесследно исчезают не только отдельные люди, но и целые племена, народы и страны, причём, далеко не самые маленькие. В лучшем случае, отдельным представителям исчезнувших племён удаётся ассимилироваться с новыми доминирующими народами на данной территории. К сожалению, нет ничего удивительного, что такое происходит и сегодня. Воистину, времена меняются, а вот люди делать этого не спешат.

Так что же, существовал ли когда-либо народ эльфов в действительности? Вполне возможно, нельзя уверенно утверждать обратное. Мог ли союз эльфийских племён исчезнуть, не оставив после себя следов? Легко. Как и многие, слишком многие другие народы. 

И в этом большая ценность работы Джона Толкиена: пусть и в сказочной форме, он напомнил нам об этих людях – забытом народе лесов. 

Найдём ли мы когда-либо их следы? Может быть, это зависит от целого ряда факторов. И, возможно, совместный труд археологов, лингвистов, историков и генетиков однажды принесёт неожиданные и удивительные результаты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.