четверг, 5 сентября 2013 г.

Учёба, информация и деградация


Прошли времена, когда любое знание что-то значило и было силой. Теперь реальной ценностью обладает лишь нужная информация. А нужность – понятие субъективное. Это то, что необходимо именно тебе, а не среднестатистическому гражданину X. То, что тебя увлекает. То, что востребовано среди людей твоего круга. То, что поможет тебе найти собственный путь в жизни и реализоваться в полной мере.

Сегодня основную массу нужной информации мы получаем самостоятельно: благо на дворе не эпоха Карла Великого, и доступ к желаемым знаниям как никогда прост.

Современному интеллектуалу предоставлен огромный информационный выбор, и он им активно пользуется. Напротив, "обязательные" и "необходимые" знания, получаемые в образовательной системе, по большей части оказываются бесполезными. Они быстро забываются или лежат на подкорке мертвым грузом. Этим пороком страдают даже университетские программы, все-таки связанные с нашими интересами и специализацией.

И уж тем более безнадежна средняя школа, где будущий дизайнер вынужден изучать высшую математику – или делать вид, что изучает. 


По инерции принято считать, будто в учебные заведения идут за знаниями. Но это уже давно не так. Прежде всего туда идут за чужим поощрением, за новыми знакомствами и связями, за статусом и перспективами, за аттестатами и дипломами. Сопутствующий информационный поток зачастую становится досадной помехой. Даже отличника, успевающего по всем предметам, волнуют не сами знания, а стремление быть лучшим.

Молодежь, не нуждающаяся в подобном самоутверждении, ищет обходные пути. Если главной целью обучения в вузе является получение диплома, почему бы его просто не купить? Если школу посещают ради ее окончания, зачем учиться?

Астронавту, сидящему на орбитальной станции, не докажешь, что земля плоская. А юного украинца, живущего в реальном мире, не убедишь, будто он пропадет без информации об интегралах или валентности. Информации, которая ему заведомо не понадобится. Информации, которая бесследно испарится из его головы вскоре после заучивания. Информации, которую при желании и необходимости можно получить, лишь задав соответствующий поисковый запрос.

Разумеется, из этого не следует, что учебные заведения теперь вообще не нужны, и каждый обладатель персонального компьютера сам себе Оксфорд и Сорбонна. Огромное значение приобрели интеллектуальные навыки: ориентирование в бескрайнем информационном море, поиск нужной информации, ее осмысление и плодотворное использование. Тут не обойтись без умного и знающего наставника (тютора).

Но парадокс в том, что чаще всего эти навыки приходится получать вне официального образовательного процесса.

Нашими наставниками выступают родные, знакомые, старшие коллеги, организаторы специальных тренингов и т. д. И лишь иногда –  настоящие преподаватели, действительно достойные этого высокого звания.

Увы, даже в украинских вузах такие люди встречаются нечасто, не говоря уже о школах. Ибо основной функцией образования по-прежнему считается заучивание информации, избранной министерскими чиновниками. Это и есть корень деградации. За последние десятилетия мир неузнаваемо изменился и продолжает меняться. Но образовательная система почти не реагирует на вызовы времени – как и многие другие сферы, скованные государственной опекой.

Учеба все больше сводится к бессмысленной трате времени и умственной энергии. Она все меньше соотносится с жизненными достижениями. Она теряет практическую ценность и превращается в отвлеченный ритуал. Неудивительно, что юное поколение норовит уклониться и откупиться от участия в ритуальном действе.

система, построенная на передаче ненужной информации, выглядит просто нелепо в современном информационном обществе.

Это повозка на конной тяге, случайно затесавшаяся в поток новых автомобилей. И с каждым годом она будет все сильнее отставать от реальной жизни.

(с) Михаил Дубинянский

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.